Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно – прикладному искусству для обучающихся с ОВЗ коррекционной школы VIII вида

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр юных техников»

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим Советом

приказом директора МАОУ СОШ №10

МАОУ СОШ №10
Богаченкова Т.В

Дополнительная общеразвивающая программа
по декоративно – прикладному искусству
для обучающихся с ОВЗ коррекционной школы VIII вида

Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Потапова П.С

Куша
2025
1

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.

Информационная карта…………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………….6
Учебно-тематический план…………………………………………….10
Содержание программы………………………………………………...13
Список используемой литературы……………………………………..15

2

Информационная карта
Направленность
деятельности
Кружок

Художественная

Количество часов

144

Цель и задачи
изучения темы

Цель
–формирование
у
учащихся
c
ОВЗ
художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение
образным
языком
декоративноприкладного
искусства.

Декоративно-прикладного искусства

Задачи:
Обучающие:
• освоение
приёмов и способов работы с
различными материалами и инструментами,
обеспечивающими
изготовление
художественных поделок, элементов дизайна;
•

закреплять и расширять знания, полученные на
уроках
технологии,
изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;

•

выработка
умения
планировать
свою
деятельность и предъявлять её результат;

•

знакомить с основами знаний в области
композиции, формообразования, декоративно –
прикладного искусства;

•

совершенствовать умения и формировать
навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных
материалов;

•

приобретение
навыков
исследовательской работы.

•

учебно-

Развивающие:
развитие
интереса,
эмоциональноположительного отношения к художественно3

ручному труду, готовности участвовать самому
в
создании
поделок,
отвечающих
художественным требованиям;
•

развитие образного мышления и творческого
воображения, эстетического отношения к
природному окружению своего быта;

•

развитие мелкой моторики рук;

•

развитие креативного мышления;

•

развивать
умение
ориентироваться
проблемных ситуациях;

•

развивать
воображение,
представление,
глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

•

Ожидаемые
результаты

Воспитательные:
воспитание
смекалки,
самостоятельности;

в

трудолюбия,

•

воспитание
дисциплинированности,
аккуратности, бережливости;

•

воспитание целеустремленности, настойчивости
в достижении результата;

•

развитие коммуникативных способностей;

•

осуществлять трудовое, политехническое и
эстетическое воспитание школьников;

•

добиться максимальной
детского творчества.

самостоятельности

В
процессе
реализации
программы
по
окончании обучения дети должны:
• знать разнообразный материал и уметь его
применять для изготовления поделок;
• уметь работать с различными видами бумаги;
• уметь работать с природными материалами;
• знать основы бисероплетения;
• знать основные приемы шитья;
• уметь работать с пластилином;
• планировать работу над изделием, соотносить
параметры частей изделия;
4

•
•
•
•
•
•
•

выполнять объёмные;
уметь составлять простейшие композиции.
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать,
творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умение работать в коллективе, необходимое в
трудовой деятельности.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие
ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний,
образующихся в результате потока информации. В поисках цельности
человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных
связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его
устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей.
Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не
утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих
предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и
материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает
чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично
развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях,
народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование
человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного
искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать
изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для
ребенка?
Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ
способствует развитию мелкой моторики рук.
Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность
ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и
индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей,
нравственных представлений ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что систематические
творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что
особенно важно для детей с ОВЗ.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и
способствует её развитию. В процессе деятельности происходит
взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового
и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В
занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от
задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы
поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать
центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким
образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем
строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи,
психических процессов, интеллекта ребёнка.
6

Реализация программы позволит создать условия для формирования
эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный
подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы,
выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук,
что в свою очередь повлияет на развитие детей.
Художественное творчество – показатель общего психологического и
педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание
художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и
социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е.
таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт
предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о
самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не
останутся равнодушными ко всему прекрасному.
Программа предназначена для детей 12-16 лет и рассчитана на
реализацию в течение 1 года. По 2 часа, 2 раза в неделю.
Цель программы – формирование у учащихся с ОВЗ художественной
культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно- прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по данной программе становится участником
увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебнотворческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием
огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием
эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать
у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую
подготовку к труду. На занятиях учащиеся пользуются основами многих
наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике
применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и
другим предметам, преподаваемых в школе.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию
мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение,
предоставляют возможности для творчества, повышают психическую
активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков
коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:

7

•

освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных
поделок, элементов дизайна;

•

закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;

•

выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;

•

знакомить
с
основами
знаний
в
области
композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;

•

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;

•

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

•

Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в
создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

•

развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к природному окружению своего быта;

•

развитие мелкой моторики рук;

•

развитие креативного мышления;

•

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

•

развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.

•

Воспитательные:
воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

•

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

•

воспитание
результата;

•

развитие коммуникативных способностей;

•

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;

•

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
8

целеустремленности,

настойчивости

в

достижении

Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети
должны:
• знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления
поделок;
•

уметь работать с различными видами бумаги;

•

уметь работать с природными материалами;

•

знать основы бисероплетения;

•

знать основные приемы шитья;

•

уметь работать с пластилином;

•

планировать работу над изделием, соотносить параметры частей
изделия;

•

выполнять объёмные;

•

уметь составлять простейшие композиции.

•
•

•

У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,

•

аккуратность,

•

умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

9

Учебно-тематический план.
№ п/п

Тема занятия

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.
Знакомство с планом
работы кружка, обзор
основных тем.
Инструктаж по технике
безопасности.
Работа с природным
материалом.Знакомство с
терминологией.
Экскурсия на природу.
Сушка и подготовка
природного материала к
работе.

2

-

2

2

2

4

3.

Знакомство с приемами,
технологией и техникой
безопасности при работе с
природным материалом.

1

3

4

4.

Изготовление
декоративной работы
«Дерево».

4

4

5.

Фоторамка из природных
материалов.

4

4

6.

Аппликация из гербария.
«Пейзаж».

6

6

7.

Работа с бумагой.
Знакомство с техниками,
подготовка материала.
Аппликация «Осень в
городе».

4

6

8.

Аппликация – открытка ко
Дню учителя.

4

4

9.

Аппликация «Божья
коровка».

4

4

10.

Аппликация «Зайчик».

4

4

11.

Гофротрубочки.
Знакомство с техникой
гофротрубочки.

2

4

1.

2.
.

2

2

10

Подготовка материалов.
12.

13.

Изготовление композиции
«Торт».
.
Квиллинг и
бумагопластика.
Знакомство с техникой
квиллинга и
бумагоплатика. Изучение
основных форм
квиллинга. Подготовка
материалов.

1

6

6

1

2

14.

Изготовление композиции
в технике – квиллинг.

4

4

15.

Изготовление композиции
в техникебумагопластика.

6

6

16.

Торцевание на
пластилине. Знакомство с
техникой. Подготовка
материала.

1

2

17.

Изготовление поделки
«Разноцветный букет».

4

4

18.

Торцевание. Подготовка
материалов для
коллективной
композиции.

4

4

19.

Изготовление макета
«На Дону».

6

6

20.

Бисероплетение.
Ознакомление с техникой.
Подготовка материалов.

1

2

21.

Изготовление поделки из
бисера «Бабочка».

4

4

22.

Изготовление поделки з
бисера «Березка».

6

6

23.

Ганутель. Ознакомление с
техникой. Подготовка
материалов.

1

2

1

1

1

11

24.

Изготовление букета с
помощью техники
Ганутель. «Лилии»

6

6

25.

4

4

26.

Изготовление поделки с
помощью техники
Ганутель. «Одуванчики».
Шитье. Техника
безопасности. Подготовка
материалов для шитья
броши.

1

2

27.

Изготовление броши.

8

8

28.

Работа с папье-маше.
Знакомство с
терминологией и
технологией.
Изготовление поделкистаканчик для карандашей
Изготовление поделки
«Золотая рыбка»
Лепка. Знакомство с
техникой. Аппликация из
пластилина
Аппликация из
пластилина «Тигренок»
Аппликация из
пластилина «Слонёнок»
Итоговое занятие.
Подведение итогов.

2

4

4

4

6

6

1

2

4

4

4

4

2

4

29.
30.
31.

32.
33.
34.

1

2

1

2

144

12

Содержание программы
Тема №1 Работа с природными материалами – 22 часа.
Теория:
Виды бумаги. Что такое аппликация? Изучение видов аппликации.
Знакомство с техниками квиллинга и бумагопластики, изучения основных
форм квиллинга. Изучение техники торцевания. Торцевание на пластилине
Практика:
Изготовление аппликаций ко Дню учителя, «Божья коровка», «Зайчик».
Поделка из жатой бумаги «Торт». Поделки в технике квиллинга и
бумагопластики: «Букет», «Павлин». Изготовление поделок с применением
техники торцевания «Разноцветный букет», «На Дону».
Тема № 2. .Работа с бумагой – 56 часов.
Теория:
Лиственные растения. Многообразие листьев по форме и размеру.
Способы сбора и гербаризации листьев. Изучение разнообразия семян по
форме и размеру. Время сбора семян. Изучение основных приемов и принципов
выполнения аппликаций из листьев и семян. Подбор колорита в работах,
сочетание цветов. Эстетические требования к качеству изделий. Техника
безопасности.
Практика:
Подготовка листьев к работе. Создание эскиза, фона. Подготовка
основы. Выбор композиции. Изготовление отдельных декоративных работ:
«Дерево», «Фоторамка», «Пейзаж».
Тема № 3. Плетение – 24 часа.
Теория:
Виды плетения. Материалы для плетения. Подробное изучение техники
плетения бисером. Изучение основных форм бисероплетения. Знакомство с
техникой ганутель. Виды материалов для использования в технике ганутель.
Практика:
Изготовление поделок из бисера: «Бабочка», «Береза». Изготовление
поделок с применением техники ганутель: «Одуванчик», «Лилии».
Тема № 4. Шитье – 10 часов.
Теория:
Техника безопасности. Правильное положение рук при шитье. Способы
шитья. Виды ниток.
Практика:
Изготовление сложной композиции «Лотос».
Тема № 5. Лепка – 14 часов.
Теория:
Виды лепки. Как правильно работать с пластилином? Техника
безопасности при работе с пластилином. Изучение аппликации из
пластилина. Изучение вспомогательных материалов при работе с
пластилином.
13

Практика: Изготовление
«Слоненок».

аппликаций

из

пластилина

«Тигренок»,

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
1. Составление альбома лучших работ.
2.

Проведение выставок работ учащихся:

•

в классе

•

в образовательном учреждении.

Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение
детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, работе с природными
материалами, плетения, шитья и лепки путем решения поставленных перед
учащимися и педагогом задач.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий
технический и уровень выполнения практических работ.

14

Список используемой литературы
1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. —
Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
2. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. —
М.: ООО «Издательство АТС»; Минск :Харвест, 2002. — 224с.
3. Книга для девочек [Текст]. — М.: Колос, 1995. — 287 с.
4. Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятий с
детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. — 32с.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001.
— 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
6. Мастерица / Сост. Сокол, И.А. [Текст] — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. —
431с. — (Женский клуб).
7. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. — М.:
Школьная пресса, 2004. — 64с. («Школа и производство. Библиотека
журнала». Вып. 16)
8. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль:
«Академия развития», 1997. — 224с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
9. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя
начальных классов по внешкольной работе [Текст]. — М.: Просвещение,
1985. — 112с.
10. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе /
А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. — М.:
Просвещение, 1984. — 192с.
11. Румянцева, Е.А. Украшения для девочек своими руками [Текст]. — М.:
Айрис- пресс, 2005. — 208с. — (Внимание: дети!).
12. Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.:
«Элайда», 1998. — 224с.
13. Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и
родителей [Текст]. — М. Просвещение: Владос, 1994. —216с.
14. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем.
И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
15. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. —
Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые руки»)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».