Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр юных техников»
ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
приказом директора МАОУ СОШ №10
МАОУ СОШ №10
Богаченкова Т.В
Дополнительная общеразвивающая программа
по декоративно – прикладному искусству
для обучающихся с ОВЗ коррекционной школы VIII вида
Возраст детей: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Потапова П.С
Куша
2025
1
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
Информационная карта…………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………….6
Учебно-тематический план…………………………………………….10
Содержание программы………………………………………………...13
Список используемой литературы……………………………………..15
2
Информационная карта
Направленность
деятельности
Кружок
Художественная
Количество часов
144
Цель и задачи
изучения темы
Цель
–формирование
у
учащихся
c
ОВЗ
художественной культуры как составной части
материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение
образным
языком
декоративноприкладного
искусства.
Декоративно-прикладного искусства
Задачи:
Обучающие:
• освоение
приёмов и способов работы с
различными материалами и инструментами,
обеспечивающими
изготовление
художественных поделок, элементов дизайна;
•
закреплять и расширять знания, полученные на
уроках
технологии,
изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;
•
выработка
умения
планировать
свою
деятельность и предъявлять её результат;
•
знакомить с основами знаний в области
композиции, формообразования, декоративно –
прикладного искусства;
•
совершенствовать умения и формировать
навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных
материалов;
•
приобретение
навыков
исследовательской работы.
•
учебно-
Развивающие:
развитие
интереса,
эмоциональноположительного отношения к художественно3
ручному труду, готовности участвовать самому
в
создании
поделок,
отвечающих
художественным требованиям;
•
развитие образного мышления и творческого
воображения, эстетического отношения к
природному окружению своего быта;
•
развитие мелкой моторики рук;
•
развитие креативного мышления;
•
развивать
умение
ориентироваться
проблемных ситуациях;
•
развивать
воображение,
представление,
глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
•
Ожидаемые
результаты
Воспитательные:
воспитание
смекалки,
самостоятельности;
в
трудолюбия,
•
воспитание
дисциплинированности,
аккуратности, бережливости;
•
воспитание целеустремленности, настойчивости
в достижении результата;
•
развитие коммуникативных способностей;
•
осуществлять трудовое, политехническое и
эстетическое воспитание школьников;
•
добиться максимальной
детского творчества.
самостоятельности
В
процессе
реализации
программы
по
окончании обучения дети должны:
• знать разнообразный материал и уметь его
применять для изготовления поделок;
• уметь работать с различными видами бумаги;
• уметь работать с природными материалами;
• знать основы бисероплетения;
• знать основные приемы шитья;
• уметь работать с пластилином;
• планировать работу над изделием, соотносить
параметры частей изделия;
4
•
•
•
•
•
•
•
выполнять объёмные;
уметь составлять простейшие композиции.
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать,
творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
аккуратность,
умение работать в коллективе, необходимое в
трудовой деятельности.
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие
ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний,
образующихся в результате потока информации. В поисках цельности
человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных
связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его
устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей.
Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не
утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих
предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и
материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает
чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично
развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях,
народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование
человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного
искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать
изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для
ребенка?
Применение данной программы в работе с детьми с ОВЗ
способствует развитию мелкой моторики рук.
Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность
ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и
индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей,
нравственных представлений ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что систематические
творческие занятия создают условия для развития мелкой моторики рук, что
особенно важно для детей с ОВЗ.
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и
способствует её развитию. В процессе деятельности происходит
взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового
и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В
занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от
задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы
поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать
центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким
образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем
строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи,
психических процессов, интеллекта ребёнка.
6
Реализация программы позволит создать условия для формирования
эстетически развитой творческой личности, опираясь на интегрированный
подход; содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы,
выдумки и творчества детей, способствовать развитию мелкой моторики рук,
что в свою очередь повлияет на развитие детей.
Художественное творчество – показатель общего психологического и
педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание
художественного творчества как отражения ребёнком окружающего мира и
социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е.
таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт
предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о
самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не
останутся равнодушными ко всему прекрасному.
Программа предназначена для детей 12-16 лет и рассчитана на
реализацию в течение 1 года. По 2 часа, 2 раза в неделю.
Цель программы – формирование у учащихся с ОВЗ художественной
культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие
художественно-творческой активности, овладение образным языком
декоративно- прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по данной программе становится участником
увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебнотворческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием
огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием
эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать
у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую
подготовку к труду. На занятиях учащиеся пользуются основами многих
наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике
применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и
другим предметам, преподаваемых в школе.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию
мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение,
предоставляют возможности для творчества, повышают психическую
активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков
коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют
эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:
7
•
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных
поделок, элементов дизайна;
•
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и
способствовать их систематизации;
•
выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;
•
знакомить
с
основами
знаний
в
области
композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;
•
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
•
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
•
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в
создании поделок, отвечающих художественным требованиям;
•
развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к природному окружению своего быта;
•
развитие мелкой моторики рук;
•
развитие креативного мышления;
•
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
•
развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,
чувство меры.
•
Воспитательные:
воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
•
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
•
воспитание
результата;
•
развитие коммуникативных способностей;
•
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание
школьников;
•
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
8
целеустремленности,
настойчивости
в
достижении
Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети
должны:
• знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления
поделок;
•
уметь работать с различными видами бумаги;
•
уметь работать с природными материалами;
•
знать основы бисероплетения;
•
знать основные приемы шитья;
•
уметь работать с пластилином;
•
планировать работу над изделием, соотносить параметры частей
изделия;
•
выполнять объёмные;
•
уметь составлять простейшие композиции.
•
•
•
У детей должно быть развито:
желание самостоятельно что–то создавать, творить;
мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
трудолюбие,
•
аккуратность,
•
умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.
9
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие.
Знакомство с планом
работы кружка, обзор
основных тем.
Инструктаж по технике
безопасности.
Работа с природным
материалом.Знакомство с
терминологией.
Экскурсия на природу.
Сушка и подготовка
природного материала к
работе.
2
-
2
2
2
4
3.
Знакомство с приемами,
технологией и техникой
безопасности при работе с
природным материалом.
1
3
4
4.
Изготовление
декоративной работы
«Дерево».
4
4
5.
Фоторамка из природных
материалов.
4
4
6.
Аппликация из гербария.
«Пейзаж».
6
6
7.
Работа с бумагой.
Знакомство с техниками,
подготовка материала.
Аппликация «Осень в
городе».
4
6
8.
Аппликация – открытка ко
Дню учителя.
4
4
9.
Аппликация «Божья
коровка».
4
4
10.
Аппликация «Зайчик».
4
4
11.
Гофротрубочки.
Знакомство с техникой
гофротрубочки.
2
4
1.
2.
.
2
2
10
Подготовка материалов.
12.
13.
Изготовление композиции
«Торт».
.
Квиллинг и
бумагопластика.
Знакомство с техникой
квиллинга и
бумагоплатика. Изучение
основных форм
квиллинга. Подготовка
материалов.
1
6
6
1
2
14.
Изготовление композиции
в технике – квиллинг.
4
4
15.
Изготовление композиции
в техникебумагопластика.
6
6
16.
Торцевание на
пластилине. Знакомство с
техникой. Подготовка
материала.
1
2
17.
Изготовление поделки
«Разноцветный букет».
4
4
18.
Торцевание. Подготовка
материалов для
коллективной
композиции.
4
4
19.
Изготовление макета
«На Дону».
6
6
20.
Бисероплетение.
Ознакомление с техникой.
Подготовка материалов.
1
2
21.
Изготовление поделки из
бисера «Бабочка».
4
4
22.
Изготовление поделки з
бисера «Березка».
6
6
23.
Ганутель. Ознакомление с
техникой. Подготовка
материалов.
1
2
1
1
1
11
24.
Изготовление букета с
помощью техники
Ганутель. «Лилии»
6
6
25.
4
4
26.
Изготовление поделки с
помощью техники
Ганутель. «Одуванчики».
Шитье. Техника
безопасности. Подготовка
материалов для шитья
броши.
1
2
27.
Изготовление броши.
8
8
28.
Работа с папье-маше.
Знакомство с
терминологией и
технологией.
Изготовление поделкистаканчик для карандашей
Изготовление поделки
«Золотая рыбка»
Лепка. Знакомство с
техникой. Аппликация из
пластилина
Аппликация из
пластилина «Тигренок»
Аппликация из
пластилина «Слонёнок»
Итоговое занятие.
Подведение итогов.
2
4
4
4
6
6
1
2
4
4
4
4
2
4
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
2
1
2
144
12
Содержание программы
Тема №1 Работа с природными материалами – 22 часа.
Теория:
Виды бумаги. Что такое аппликация? Изучение видов аппликации.
Знакомство с техниками квиллинга и бумагопластики, изучения основных
форм квиллинга. Изучение техники торцевания. Торцевание на пластилине
Практика:
Изготовление аппликаций ко Дню учителя, «Божья коровка», «Зайчик».
Поделка из жатой бумаги «Торт». Поделки в технике квиллинга и
бумагопластики: «Букет», «Павлин». Изготовление поделок с применением
техники торцевания «Разноцветный букет», «На Дону».
Тема № 2. .Работа с бумагой – 56 часов.
Теория:
Лиственные растения. Многообразие листьев по форме и размеру.
Способы сбора и гербаризации листьев. Изучение разнообразия семян по
форме и размеру. Время сбора семян. Изучение основных приемов и принципов
выполнения аппликаций из листьев и семян. Подбор колорита в работах,
сочетание цветов. Эстетические требования к качеству изделий. Техника
безопасности.
Практика:
Подготовка листьев к работе. Создание эскиза, фона. Подготовка
основы. Выбор композиции. Изготовление отдельных декоративных работ:
«Дерево», «Фоторамка», «Пейзаж».
Тема № 3. Плетение – 24 часа.
Теория:
Виды плетения. Материалы для плетения. Подробное изучение техники
плетения бисером. Изучение основных форм бисероплетения. Знакомство с
техникой ганутель. Виды материалов для использования в технике ганутель.
Практика:
Изготовление поделок из бисера: «Бабочка», «Береза». Изготовление
поделок с применением техники ганутель: «Одуванчик», «Лилии».
Тема № 4. Шитье – 10 часов.
Теория:
Техника безопасности. Правильное положение рук при шитье. Способы
шитья. Виды ниток.
Практика:
Изготовление сложной композиции «Лотос».
Тема № 5. Лепка – 14 часов.
Теория:
Виды лепки. Как правильно работать с пластилином? Техника
безопасности при работе с пластилином. Изучение аппликации из
пластилина. Изучение вспомогательных материалов при работе с
пластилином.
13
Практика: Изготовление
«Слоненок».
аппликаций
из
пластилина
«Тигренок»,
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
1. Составление альбома лучших работ.
2.
Проведение выставок работ учащихся:
•
в классе
•
в образовательном учреждении.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение
детей к некоторым знаниям по работе с бумагой, работе с природными
материалами, плетения, шитья и лепки путем решения поставленных перед
учащимися и педагогом задач.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий
технический и уровень выполнения практических работ.
14
Список используемой литературы
1. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками [Текст]. —
Ярославль: Академия развития, 2001. — 144с.
2. Как сделать нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. —
М.: ООО «Издательство АТС»; Минск :Харвест, 2002. — 224с.
3. Книга для девочек [Текст]. — М.: Колос, 1995. — 287 с.
4. Конышева, Н.М. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятий с
детьми 6 — 9 лет дома и в школе [Текст]. — М: Пресс, 1995. — 32с.
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2001.
— 144с. — (Ребенок: путь к творчеству).
6. Мастерица / Сост. Сокол, И.А. [Текст] — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. —
431с. — (Женский клуб).
7. Махмутова, Х.И. Мастерим из ткани, трикотажа, кожи [Текст]. — М.:
Школьная пресса, 2004. — 64с. («Школа и производство. Библиотека
журнала». Вып. 16)
8. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.
Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. — Ярославль:
«Академия развития», 1997. — 224с. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
9. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя
начальных классов по внешкольной работе [Текст]. — М.: Просвещение,
1985. — 112с.
10. Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внешкольной работе /
А.М. Гукасова, Е.И.Мишарева, И.С.Могилевская и др. [Текст]. — М.:
Просвещение, 1984. — 192с.
11. Румянцева, Е.А. Украшения для девочек своими руками [Текст]. — М.:
Айрис- пресс, 2005. — 208с. — (Внимание: дети!).
12. Сувениры — самоделки / Авт.—сост. Л.Н.Лосич [Текст]— Мн.:
«Элайда», 1998. — 224с.
13. Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и
родителей [Текст]. — М. Просвещение: Владос, 1994. —216с.
14. Утц, А. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок / Пер. с нем.
И.Гиляровой [Текст]. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 128с.
15. Цамуталина, Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов [Текст]. —
Ярославль: «Академия развития», 1999. — 192с. — (Серия: «Умелые руки»)
15