30.09.2024
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность —
основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А.)
В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Современному обществу нужен функционально грамотный человек, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Функционально грамотный человек – это личность:
– владеющая современными информационными технологиями;
– проявляющая самостоятельность в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющая нести ответственность за свои решения;
– владеющая приемами учения;
– обладающая набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– хорошо владеющая устной и письменной речью как средством взаимодействия –между людьми;
– легко адаптирующаяся в любом социуме и умеющая активно влиять на него;
– для которой поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление.
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Электронный банк заданий (2021 г.) по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru
Вебинар, описывающий работу с банком (2021 г.) заданий: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4
Вебинар «Формирование функциональной грамотности обучающихся» (Академия Альтернатива): https://www.youtube.com/watch?v=cev6qdhd_GE
Как научиться учиться (Сбербанк для детей и родителей): https://vbudushee.ru/upload/iblock/bbb/bbb6b0e00ad9e7b609b36e71718fa4a4.pdf
Цифровые джунгли: правила самосохранения (Сбербанк для детей и родителей): https://vbudushee.ru/upload/iblock/7ef/7ef6baedccb338d574052f035dd5be67.pdf
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
Педсовет 66. Региональная методическая служба: https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
Издательство «Просвещение»
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник