Функциональная грамотность

30.09.2024

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — 

основа    жизненной и

профессиональной успешности выпускников!


           «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев А.А.)

В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Современному обществу нужен функционально грамотный человек, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

Функционально грамотный человек – это личность:

– владеющая современными информационными технологиями;

– проявляющая самостоятельность в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющая нести ответственность за свои решения;

– владеющая приемами учения;

– обладающая набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– хорошо владеющая устной и письменной речью как средством взаимодействия –между людьми;

– легко адаптирующаяся в любом социуме и умеющая активно влиять на него;

– для которой поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление.

  

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Электронный банк заданий  (2021 г.) по оценке функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru

Вебинар, описывающий работу с банком (2021 г.) заданий: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4

Вебинар «Формирование функциональной грамотности  обучающихся» (Академия Альтернатива):  https://www.youtube.com/watch?v=cev6qdhd_GE

Как   научиться  учиться (Сбербанк для детей и родителей)https://vbudushee.ru/upload/iblock/bbb/bbb6b0e00ad9e7b609b36e71718fa4a4.pdf

Цифровые джунгли: правила самосохранения (Сбербанк для детей и родителей)https://vbudushee.ru/upload/iblock/7ef/7ef6baedccb338d574052f035dd5be67.pdf

 

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности

Педсовет 66. Региональная методическая служба: https://pedsovet66.irro.ru/?page_id=436Хочу такой сайт

Полезные ресурсы

Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная грамотность.pdf

 

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Ссылка: http://www.centeroko.ru/

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА

Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

Примеры открытых заданий по читательской грамотности

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/      

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Памятка для родителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».