Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10
Рабочая программа
учебного курса
«Юный биолог»
7 класс
Кушва
2023
Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты обучения.
определение мотивации изучения учебного материала;
оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из
социальных и личностных ценностей;
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном
мире, постоянного процесса эволюции научного знания;
овладение научным подходом в решении задач;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий,
основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Метапредметные
результаты
Регvлятивные
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планирование пути достижения целей;
устанавливание целевых приоритетов, выделение альтернативных
способов достижения цели и выбор наиболее эффективного
способа;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять
им; умение принимать решения в проблемной ситуации;
постановка учебной задачи, составление плана и последовательности
действий; организация рабочего места при выполнении химического
эксперимента;
прогнозирование результата усвоения, оценивание усвоенного материала, оценка
качества и уровня усвоения, коррекция в план и способ действия при необходимости
Познавательные
- поиск и выделение информации;
анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа
решения задачи;
выбор наиболее эффективных способов решения задачи в
зависимости от кон кретных условий;
выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством
учителя; давать определение понятиям;
осуществлять
сравнение,
классификацию,
самостоятельно
выбирая
основания
и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования; уметь структурировать тексты (выделять главное и
второстепенное);
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками; уметь работать в группе;
устанавливать
рабочие
отношения;
эффективно
сотрудничать;
способствовать продуктивной кооперации;
устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных совместных решений;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
Предметные резvльтаты
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки
живых организмов, организма человека, экосистем, биосферы) и процессов (обмен
веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
определять принадлежность биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных
(на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни
человека;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, лупы, микроскопы, цифровое лабораторное
оборудование); освоить приёмы оказания первой помощи простудных
заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы и методы обучения
- групповые;
- индивидуальные;
- фронтальные.
Содержание программы учебного курса
Организация живой природы.
Свойства и уровни организации живых организмов как биологических систем. Клетка –
основа жизни: пределы сложности жизни.
Самые простые организмы.
Царство Вирусы. Царство бактерии
Эукариоты.
Царство Грибы. Высшие и низшие грибы. Симбиотические организмы – лишайники.
Самые простые и древние растения – водоросли.
Отделы водорослей
Растения без цветков.
Высшие споровые растения. Голосеменные
Цветковые растения.
Отдел Покрытосеменные растения. Двудольные цветковые. Однодольные цветковые.
Ядовитые растения, растения-аллергены. Растениеводство. Разнообразие комнатных
растений, их родина, группировка и биологические особенности. Лекарственные растения
местной флоры, их биологические особенности. Охрана лекарственных растений. Редкие
и охраняемые виды растений Крыма. Законы об охране растений.
Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы. Растения – гиганты и карлики.
Растения и письменность.
Животные, состоящие из одной клетки.
Саркодовые, жгутиконосцы, инфузории, споровики.
Первые многоклеточные животные.
Низшие многоклеточные животные: происхождение. Губки. Кишечнополостные. Медузы,
актинии, коралловые полипы. Ядовитые кишечнополостные.
Самые простые трёхслойные животные.
Тип Плоские черви. Ленточные и Сосальщики. Нематоды и Кольчецы. Тип
Членистоногие. Раки. Пауки. Насекомые. Отряды насекомых. Общественные насекомые.
Многообразие, образ жизни.
Мягкотелые.
Тип Моллюски. Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски.
Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые.
Тип Иглокожие. Морские звёзды, лилии, ежи. Полухордовые. Тип Хордовые. Подтипы
Личиночно-хордовые и Бесчерепные. Подтип Позвоночные (черепные). Класс
Круглоротые.
Рыбы – жители воды.
Хрящевые рыбы: акулы, скаты. Костистые рыбы.
Вышедшие на сушу. Земноводные.
Амфибии. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Происхождение амниот.
Бывшие владыки Земли – рептилии.
Рептилии – первые настоящие наземные животные. Многообразие рептилий: ящерицы,
змеи, черепахи, крокодилы. Век пресмыкающихся.
Покорители воздуха – птицы.
Класс Птиц: происхождение, основные признаки. Особенности внутреннего строения
птиц. Нелетающие птицы. Экологические группы птиц.
Цари природы – млекопитающие.
Класс Млекопитающие: происхождение, основные признаки. Строение млекопитающих.
Первозвери. Низшие и высшие плацентарные. Основные отряды и представители.
Эволюция одомашнивания животных. Редкие животные Крыма. Охрана животных.
Содержание животных в неволе. Организация зоопарков, уголков живой природы,
аквариумов, террариумов. Подкормка птиц. Животноводство.
Человек – венец эволюции.
Место человека в системе живой природы. Сходство и различия человека и животных.
Происхождение вида Человек разумный. Предки человека и человекообразных обезьян.
Древнейшие люди. Неандертальцы. Кроманьонцы. Рекреационные (природные и
антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.
№п/п
Тематическое планирование
Наименование разделов
1
2
3
4
5
6
Организация живой природы.
Вирусы. Бактерии.
Царство грибы.
Царство растения
Царство животные
Человек- венец эволюции
Кол-во
часов
1
1
1
3
10
1
Календарно-тематическое планирование.
№п/п
1
2
3
4
5
6
Тема урока.
Организация живой природы.
Самые простые организмы.
Эукариоты.
Самые простые и древние растения – водоросли.
Растения без цветков.
Цветковые растения.
Кол1
1
1
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Животные, состоящие из одной клетки
Первые многоклеточные животные.
Самые простые трёхслойные животные.
Мягкотелые.
Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые.
Рыбы – жители воды.
Вышедшие на сушу. Земноводные.
Бывшие владыки Земли – рептилии.
Покорители воздуха – птицы.
Цари природы – млекопитающие
Человек – венец эволюции.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1