Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10
Рабочая программа
элективного курса
«Карта - второй язык географии»
7-8 класс
Кушва
2023
Пояснительная записка
Программа курса «Карта – второй язык географии» рассчитана на 17 часов.
Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории
появления и создания карт, методах их составления и использования. Элективный курс
«Географическая карта – ключ к познанию географии» представляется необходимым, так
как методы картографии, развиваясь тесной связи с физической и экономической
географией, знание карты находят самое широкое применение и во многих других
естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д.
Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в
результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс
может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии
и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
картографическими (топографической, географической контурными картами, глобусом),
текстовыми, профилями диаграммами. рисунками схемами и др.. Содержание каждой темы
элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое
количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать
ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять
участие в работе группы.
В программе курса упор сделан на разделы географии, которые вооружают
школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают
общую культуру. Так, значительное место отведено изучению свойств карт, их языковых
особенностей, выработке навыков анализа картографического языка, использованию этих
знаний при оформлении домашних и классных заданий на контурных картах, создании
своих собственных карт (рукописных или компьютерных). Для ознакомления учащихся с
созданием первичных карт, что необходимо для обучения ориентированию в пространстве,
в программу включен раздел съемки местности простейшими приборами. При отсутствии
таковых в школе учащиеся могут изготовить их сами под руководством преподавателя.
Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также
полевых работ (в окрестностях школы, в лесу и т. д.). При наличии компьютерных классов
большая часть занятий может быть проведена с использованием компьютеров и
имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.
Общие цели предпрофильной подготовки:
- каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;
- в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
-через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор
будущей профессии;
- современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес
к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в дальнейшем.
Цель программы:
Расширить географический кругозор и знания, подготовить учащихся к восприятию
профильного
курса.
Задачи программы:
· познакомиться с историей создания карт, разнообразием картами ;
· расширить знания о масштабах и проекциях карт;
· показать роль карт;
· воспитывать уважение к людям различных профессий;
· расширить знания о картах и об их использовании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Землеведение» основаны на
формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные
круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и гео - экологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать
и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступления в презентации.
Содержание программы.
Тема 1. Первые карты. Как создаются карты. 1 час.
·
История картографии.
·
Связь картографии с другими естественными и общественными науками.
· Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного
человека.
·
Основные виды изображения земной поверхности.
Картография новейшего времени. Открытия, совершенные по картам. Основные
достижения отечественной картографии. Капитальные географические атласы.
Отечественные школьные карты и атласы.
Тема 2.План местности и топографическая карта . 1 час.
Основные свойства топографической карты, система топографических условных
знаков. Оформление топографических карт. Измерение расстояний по карте. Чтение
рельефа. Бергштрихи. Построение профиля по топографической карте. Определение
координат по топографической карте.
Тема 3. Практические работы по плану местности . 2 часа.
- Определение по топографической карте координат различных объектов. Нанесение на ту
же карту пунктов по известным географическим координатам. Определение по карте
прямоугольных координат объектов.
- Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам. Чтение содержания
топографической карты в заданных квадратах. Нахождение на топографической карте
основных форм рельефа, изображенных горизонталями.
Тема 4.Учимся читать карту. 1 час.
Карты как моделей действительности. Математические свойства карты. Масштаб
карты. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы, основание
масштаба и его точность. Общие представления о картографических проекциях и
возникающих на картах искажениях (длин, площадей, углов). Генерализация
картографического изображения. Влияние назначения карты, масштаба, содержание и
особенностей картографируемой территории на генерализацию.
Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного, построение
линейного масштаба по численному. Пересчет длины линии на карте в натуру (линию на
местности). Перевод длин линий из масштаба в масштаб.
Практическая работа. Сравнение карт школьных атласов различных классов и
установление различий в показе на них количества объектов, в обобщенности показа
береговой линии, рек (зависимость нагрузки карты от назначения). Сравнение карт
различной тематики в атласе, определение влияния на генерализацию тематики карт.
Сравнение карт разного масштаба одной и той же тематики и выявление различий в показе
элементов содержания.
Тема 5. Виды съемок местности. 2 часа.
Современные методы создания карт. Общие представления о проектировании,
составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные
методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и
космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.
Практическая работа. Знакомство с простейшими видами съемок местности. Плановая
глазомерная съемка (маршрутная или площадная). Высотные съемки.
Тема 6. Легенда карты. 2 часа.
Условные обозначения. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные
условные знаки. Графические средства, используемые для конструирования
картографических знаков: форма, величина, цвет, ориентировка, светлота, внутренняя
структура. Способы картографирования. Способ значков. Геометрические, буквенные и
наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, локализованных диаграмм, знаков
движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и
картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и
другие характеристики объектов и явлений. Правила использования различных способов
картографирования для показа объектов и явлений на карте. Анализ карт школьных и
других атласов по способам изображения. Выбор способов изображения при составлении
карт.
Подписи на картах. Виды подписей. Собственные названия на картах.
Картографическая топонимика. Особенности передачи иноязычных названий.
Транскрипция. Виды карт. Общегеографические и тематические карты. Тематические
карты природы и социально-экономические карты. Объекты и явления, отображаемые на
них.
Тема 7. Карта как источник знаний. 1 час.
Географическая карта - основной источник знаний. Обобщенные приемы
самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт,
географическая характеристика территорий).
Практическая работа. Характеристика отдельных районов по тематическим картам.
Тема 8. Где и как используются карты. 1 час.
Чтение карт. Общие правила чтения карт и составления по картам описаний.
Использование общегеографических и тематических карт для составления описаний и
измерений.
Практическая работа. Составление по картам школьных атласов географических
описаний. Измерение на картах длин линий, площадей, углов. Определение по картам
высот точек.
Тема 9. Геологические карты, их использование. 1час.
Изучение легенды карты. Особенности и закономерности формирования земной
коры Земли. Сравнить геологические и физические карты мира и материков.
Тема 10. Климатические карты. 1 час.
Чтение карт, работа с климатодиаграммами. Определение типа климата по
климатодиаграммам.
Тема 11. Туристические карты и их использование в жизни. 1 час.
Изучение условных знаков туристической карты.
Практическая работа «Составление туристической карты своего города».
Тема 12. Военные карты. 1 час.
Особенности карт их практическое применение.
Тема 13. Экономические карты. Региональные карты. 1 час.
Разнообразие экономических карт. Практическое использование экономических
карт регионов и районов.
Тема 14. Обобщение курса. Игра "Виртуальное путешествие по географической
карте". 1 час.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тематическое планирование
7д – 8а,б,в,г классы
Тема занятия
Первые карты. Как
создаются карты.
План местности и
топографическая
карта.
Практические
работы
по плану
местности.
Как
ориентироваться по
карте.
Учимся
читать карту.
Виды
съемок
местности.
Легенда карты.
Карта как
источник знаний.
Где
и
как
используются
карты.
Геологические
карты,
их
использование.
Климатические
карты
Туристические
карты
и
их
использование
в
жизни.
Военные карты
Экономические
карты.
Региональные
карты.
Игра "Виртуальное
путешествие
по
географической
карте
Обобщение курса.
Итого
Количество
часов
Лекции
1
1
1
1
Практические
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Семинары
1
1