Приложение 1.36 РП КВД Практико-ориентированные задачи 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Практико-ориентированные
задачи» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных
документов:


Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 года.



Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования



Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на
правоотношения с 1 сентября 2021 года);



Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р.



Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки
от 18.08.2017 № 09-1672



Основной образовательной программы МАОУ СОШ №10



Учебного плана МАОУ СОШ №10 на 2024-2025 учебный год.

Актуальность:
Данный курс по математике ориентирован на практические задачи и представляет собой
важный шаг в развитии образовательной системы. Он поможет ученикам не только
освоить математические навыки, но и научиться применять их на практике, что является
особенно важным в современном мире.
Математика является неотъемлемой частью нашей жизни, и ее знание и умение применять
необходимо для решения многих задач в различных сферах деятельности. Например, в
экономике, финансах, технике, науке и многих других областях.
Кроме того, данный курс поможет ученикам развить свое логическое и творческое
мышление, что также является важным навыком в современном мире. Ведь сегодня все
больше и больше работодателей ценят умение решать нестандартные задачи и находить
необычные решения.
Практико-ориентированные задачи должны присутствовать на протяжении всего
образовательного процесса в школе. Они должны быть творческими и неоднотипными,
чтобы учащиеся могли самостоятельно искать оптимальные способы их решения. При
этом важно, чтобы задачи были представлены последовательно, от простых к сложным,
чтобы учащиеся могли осознанно и наглядно усваивать материал.
Также стоит отметить, что данная программа поможет ученикам подготовиться к
экзамену по математике в форме ОГЭ. Ведь задания на экзамене ориентированы на

практические задачи, и умение решать
преимуществом при сдаче экзамена.

такие

задачи

будет являться важным

Наконец, что данная программа является частью общего тренда в образовании, когда все
больше и больше внимания уделяется практическим навыкам. Ведь сегодня работодатели
ценят не только теоретические знания, но и практические навыки, которые можно
применить на работе. Поэтому данный курс поможет ученикам подготовиться к будущей
профессиональной деятельности и стать более востребованными на рынке труда.
Цель:
Для обеспечения успешной сдачи итогового тестирования по типу ОГЭ необходимо
эффективно организовать систематическое повторение математического курса, чтобы
обучающиеся могли приобрести опыт решения разнообразных задач. Это позволит им
уверенно справиться с требованиями тестирования и достичь хороших результатов.
Задачи программы:
Образовательные:
- Обоснование понятия практико-ориентированных задач и их внедрение в
образовательный процесс средней школы с целью развития ключевых компетенций и
подготовки к ОГЭ по математике.
- Приобретение практических навыков при решении заданий ОГЭ как на базовом, так и на
повышенном уровне сложности.
- Выработка умений решать практико-ориентированные задачи, что способствует
расширению математического кругозора обучающихся.
Воспитательные:
- Содействие развитию интереса к изучению математики.
- Формирование у обучающихся положительного эмоционально-целостного отношения к
предмету.
- Воспитание внимательности, настойчивости, терпения, аккуратности и правильности в
оформлении заданий.
Развивающие цели:
- Создание условий для развития аналитических способностей обучающихся, включая
умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты и
делать выводы.
- Создание условий для развития памяти, внимания и воображения.
- Создание условий для развития логического мышления, познавательного интереса,
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, а также умений по
выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах
ОГЭ.
- Создание условий для формирования функциональной математической грамотности
учащихся.

Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели
Планируемые результаты освоения программы:
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:


Приобретение навыков решения задач.



Развитие самостоятельности и личной ответственности при подготовке к
экзаменам.



Усиление способности к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками при решении
практических задач.



Сформированность умения анализировать проблемы и нахождение источников для
их решения.



Освоение методов поиска разнообразных путей решения задач и их оценки.

Метапредметные:



















Познавательные:
овладение методами решения творческих и поисковых задач;
использование разнообразных подходов к поиску, сбору, обработке, анализу,
организации, передаче и интерпретации информации, включая использование
источников, таких как газеты, журналы и интернет-сайты;
формирование умения представлять информацию в различных форматах, таких как
таблицы, схемы, графики и диаграммы;
развитие логических действий: сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений и ассоциаций с известными понятиями;
освоение основных понятий в различных областях знаний.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действий с поддержкой учителя и самостоятельно;
проявление инициативы в познавательной и творческой деятельности;
оценка правильности выполненных действий, включая самооценку и
взаимооценку;
адекватное восприятие предложений со стороны товарищей, учителей и родителей.
Коммуникативные:
создание текстов в устной и письменной форме;
готовность к слушанию собеседника и ведению диалога;
умение аргументировать свою точку зрения и оценивать события;
способность определить общую цель и пути её достижения, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль и адекватно оценивать поведение всех участников;
овладение разнообразными формами публичных выступлений (высказываниями,
монологами, дискуссиями) в соответствии с этическими нормами и правилами
ведения диалога;

Предметные результаты должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования и отражать:


Понимание математики как инструмента для анализа реальных событий и явлений:
Учащиеся должны осознавать, что математика – это не только набор абстрактных
правил, но и метод познания окружающего мира. Она дает способ описывать и
исследовать разнообразные процессы и явления.



Узнавание роли математики в глобальном историческом контексте: Одной из задач
является формирование осознания о важности математики в развитии не только
России, но и мировой науки и технологий. Ученикам следует понимать, как
математика оказывает влияние на различные сферы человеческой жизни.



Развитие навыков работы с учебными математическими текстами: Помимо
освоения математического содержания, ученики должны уметь анализировать
учебные материалы, извлекать необходимую информацию из текстов, точно и
четко выражать свои мысли, используя специфическую терминологию и
символику. Они также должны способствовать классификации данных,
предоставлять
логические
обоснования
и
проводить
доказательства
математических утверждений.



Формирование позитивного отношения к математике в целом и к текстовым
задачам в частности: Важно, чтобы учащиеся развивали положительное отношение
к предмету "математика" и понимали, что текстовые задачи не только проверяют
их знания, но и помогают применять математические методы для решения
практических задач.

Ученик будет обладать способностью:
• Разбираться в тексте задачи: определять суть задачи, выделять важные детали,
определять искомые величины;
• Находить и извлекать нужную информацию из текста задачи, рисунков или таблиц для
решения поставленных вопросов;
• Создавать модель ситуации, описанной в задаче;
• Использовать соответствующие символы и обозначения для моделирования ситуации;
• Составлять последовательность шагов (алгоритм) для решения задачи;
• Объяснять и обосновывать свои действия;
• Воспроизводить способ решения задачи;
• Сравнивать полученные результаты с условием задачи;
• Выбирать наиболее эффективные методы решения;
• Оценивать правильность предложенного решения задачи;
• Активно участвовать в учебном диалоге, анализировать процесс поиска решения и его
результаты;
• Создавать простые задачи;
• Ориентироваться по направлениям "влево", "вправо", "вверх" и "вниз";

• Идентифицировать точку начала движения, числа и стрелки, указывающие направление
движения;
• Выполнять рисование линий по заданному маршруту (по алгоритму);
• Выделять фигуры заданной формы на сложных чертежах.
Формы и методы реализации программы:
Организационные формы деятельности: проведение практических занятий, применение
метода проблемно-поискового обучения, реализация проектной деятельности,
коллективная и партнерская работа, представление результатов через презентации,
воплощение идей в ролевых играх, осуществление поиска информации.
Разновидности учебной деятельности: активное участие в образовательном диалоге,
выполнение задач практических упражнений, выбор наиболее значимой информации из
различных источников, сотрудничество в парах и группах для совместной работы,
разработка и применение алгоритмов решения задач.

Содержание программы внеурочной деятельности:
Раздел
Виды практикоориентированных задач в
ОГЭ по математике;
Задачи о дачном участке;

Основное содержание

Кол-во часов
1

Работа с единицами
измерения; Округление
чисел; Процент от числа,
число по его проценту;
Дробь от числа, число по
его дроби; Основное
свойство пропорции;
Разбираться в изображении
рисунков, планов и
масштабах фигур; Работать
с графиками; Работа с
геометрическими
формулами; Знаковая
символика;

4

Задачи про планировку
двухкомнатной квартиры;

Работа с единицами
измерения; Округление
чисел; Процент от числа,
число по его проценту;
Дробь от числа, число по
его дроби; Основное
свойство пропорции;
Разбираться в изображении
рисунков, планов и
масштабах фигур; Работать
с графиками; Работа с

4

геометрическими
формулами; Знаковая
символика;
Задачи про план местности;

Работа с единицами
измерения; Округление
чисел; Процент от числа,
число по его проценту;
Дробь от числа, число по
его дроби; Основное
свойство пропорции;
Разбираться в изображении
рисунков, планов и
масштабах фигур; Работать
с графиками; Работа с
геометрическими
формулами; Работа с
текстом, с таблицей;
Знаковая символика;

Задачи про установку печи
в бане;

Понятие
4
производительности труда;
Зависимость объема
выполненной работы от
производительности и
времени ее выполнения;
Задачи на планирование;
Проценты; Выбор наиболее
выгодных условий для
покупки и транспортировки
товаров
Пропорция; Проценты;
4
Окружность; Знаковая
символика;
Разбираться в изображении 3
рисунков, планов и
масштабах фигур; Работа с
геометрическими
формулами; Работа с
единицами измерения;

Задачи про автомобильные
шины;
Задачи про формат листов
А4;

Задачи о мобильном
интернете и трафике
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ

Работа с таблицами,
графиками; Пропорция;
Проценты;

4

3

7

Календарно-тематическое планирование:
№
занятия

Тема занятия

Кол-во
1

2.

Виды практикоориентированных задач в ОГЭ
по математике;
Задачи о дачном участке;

3.

Задачи о дачном участке;

1

4.

Задачи о дачном участке;

1

5.

Задачи о дачном участке;

1

6.

Задачи про планировку
двухкомнатной квартиры;

1

7.

Задачи про планировку
двухкомнатной квартиры;

1

8.

Задачи про планировку
двухкомнатной квартиры;

1

9.

Задачи про планировку
двухкомнатной квартиры;

1

10.
11.
12.
13.
14.

Задачи про план местности;
Задачи про план местности;
Задачи про план местности;
Задачи про план местности;
Задачи про установку печи в
бане;

1
1
1
1
1

15.

Задачи про установку печи в
бане;

1

16.

Задачи про установку печи в
бане;

1

17.

Задачи про установку печи в
бане;
Задачи про автомобильные
шины;
Задачи про автомобильные
шины;
Задачи про автомобильные
шины;
Задачи про автомобильные
шины;
Задачи про формат листов А4;
Задачи про формат листов А4;
Задачи про формат листов А4;
Задачи о мобильном интернете и
трафике;

1

1.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

26.

Задачи о мобильном интернете и
трафике;

1

27.

Задачи о мобильном интернете и
трафике;

1

28.

Решение тренировочных
вариантов ОГЭ
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ
Решение тренировочных
вариантов ОГЭ

1

29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое оснащение программы:











ОГЭ; Математика; Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред;
И;В; Ященко – Москва; Издательство «Национальное образование», 2023;
Ященко И;В;, Шестаков С;А; ОГЭ по математике от А до Я; Модульный курс;
Задачи с практическим содержанием; — М;: МЦНМО, 2018; — 106 с;
Ябурова Е;А; Задачи с практическим содержанием как средство реализации
практико-ориентированного обучения математике http://www;dissercat;com/content/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-kak-sredstvorealizatsii-praktiko-orientirovannogo-obuc
ФИПИ http://fipi;ru/
РЕШУ ОГЭ https://math-oge;sdamgia;ru/test?theme=103
https://www;time4math;ru/oge
https://www;uchportal;ru/load/246-1-0-87948
https://infourok;ru/zadaniya-oge-po-matematike-4010688;html
https://math-oge;sdamgia;ru/test?theme=107


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».