МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» - это программа художественной направленности. Уровневость. Программа «Очумелые ручки» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся. Каждый ребенок создаст свой оригинальный продукт, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления поделок может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок. На данном уровне каждый ребенок будет иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, гармония, знать особенности материалов (бумага, ткани и т.д.), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Очумелые ручки» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.). Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р). Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468). Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14). Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Актуальность программы. Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: 4 чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста. Содержание программы «Очумелые ручки» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы дополнительного образования. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем. Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на три года обучения, но охватывает основные разделы. Данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда и технологии. Содержание программы отличается практической направленностью, личностной ориентацией. У обучающихся формируются следующие образовательные компетенции: 1.Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир) 2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира). 3.Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами творческой деятельности). 4. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе). 6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий). 7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения). Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» существенно дополняет школьное базовое образование, предоставляя каждому обучающемуся возможность погружения в мир социально-значимой творческой деятельности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. 5 Возраст детей 11-15 лет – это возраст наиболее активный в становлении социальной личности ребенка. И, в общем, ведущая форма деятельности этого возраста – это общение со сверстниками в общественнополезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам). В целом программа способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы является сочетание нескольких видов техник: оригами, ткань и т.д. В процессе посещения творческого объединения дети получают разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и в работе с четкими геометрическими формами с материалом - бумагой. Каждый вид деятельности дополняет друг друга. Развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. В программу включены такие формы практических работ, которые позволяют создать в детском коллективе атмосферу сотрудничества и сотворчества: коллективные творческие работы, самостоятельные работы по собственным проектам, игры, соревнования и т.д. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей данного возраста в учебную деятельность. Посещение творческого объединения положительно скажется на взаимоотношениях между детьми – они научатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками, вырастут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями. Программа «Очумелые ручки» рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами обучающихся и их родителей. При разработке программы «Очумелые ручки» были проанализированы программы художественной направленности по декоративно-прикладному искусству: -«Умелые руки», Пономарева Наталья Михайловна (г. Фокино), - «Умелые руки» Климченко М.П. (г. Екатерининск), -«Художественное творчество» Крокотенко И.Л.(г. Жуковский). В программе Пономаревой Н. М. рассматриваются базовые разделы: «Аппликация и моделирование», «Работа с пластическими материалами», «Аппликация из деталей оригами», не затрагивается такой раздел декоративно-прикладного искусства, как «Аппликация из ткани», «Работа с ватой». В программе Пономаревой Н. М. больший акцент сделан на декоративно-прикладное искусство, а использование поделок в жизни изучаются лишь поверхностно и, так же, как и Климченко М.П., совсем не затрагивается связь декоративно-прикладного искусства и проектной деятельности учащихся. 6 Программа «Очумелые ручки» охватывает все основные разделы декоративно-прикладного искусства, а также применение знаний и умений в проектной деятельности и направлена на детей, у которых нет специализированной подготовки в этой области, которые только начинают изучение данной области искусства. Адресат. Программа ориентирована на детей в возрасте 11-15 лет Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения (105 ч.). Формы занятий. Форма организации образовательного процесса – групповое занятие. Формы организации занятий: беседы, конкурсы, практические занятия, мастер –классы. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий. Режим занятий. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Формы подведения результатов. Оформление стендов, выставок. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цели программы: 1. обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся; 2. формирование практических и трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса; 3. открытие детям прекрасного мира декоративно – прикладного искусства; 4. вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно; 5. воспитание уважительного отношения к человеку-творцу и истории нашей; 6. содействие жизненному самоопределению учащихся. Задачи программы: Обучающие: 1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; 2. учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги и картона, пряжи, бросового и природного материала; 3. научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; 4. познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; 5. обучить технологиям разных видов рукоделия. 7 Воспитательные: 1. приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; 2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); 3. способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; 4. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; 5. развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей, гордится своей выполненной работой; 6. воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству; 7. добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Развивающие: 1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, внимание; трудолюбие; терпение; наблюдательность; 2. развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; 3. развивать положительные эмоции и волевые качества; 4. развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; 5. развивать моторику рук, чувство меры, глазомер. 1.3. Содержание общеобразовательной программы № 1 Тема занятия Вводное занятие Количество часов 1 год 2 год 1 - 3 год - 8 2 Лоскутное царство 6 8 8 8 8 8 6 4 - 10 10 10 - 3 7 3 1 1 Вводное занятие Шитьѐ брелока Шитьѐ игрушки Изготовление различных игольниц Изготовление прихватки из лоскутков 3 Предновогодние хлопоты Вводное занятие Шитьѐ интерьерной игрушки «Ёлочка» Шитьѐ символа года Изготовление новогодних сувениров Изготовление текстильных ѐлочных игрушек 4 Открытки по поводу и без Вводное занятие Изготовление заготовок и цветов Сборка и оформление открыток 5 Фантазии из фетра Вводное занятие Изготовление брелков Изготовление закладок для книг Изготовление брошей Изготовление украшений для волос 6 Чудесная ниточка Вводное занятие Изготовление декоративного панно 7 Обереговая кукла Вводное занятие 9 Изготовление куклы "Кубышка-травница" Изготовление куклы «Хозяйка-рукодельница» 8 Итоговое занятие 1 1 1 Итого 35 35 35 1. Вводное занятие. (1 час) История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни. 2. Лоскутное царство (22 часа) В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки. Беседа «Виды декоративно – прикладного творчества». Виды и свойства тканей. Основные операции по шитью. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Изготовление выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов. Практические работы Изготовление брелков, игольниц, прихватки, зверюшек. 3. Предновогодние хлопоты (24 часа) Беседа «История и традиции празднования Нового года». Символ года – собачка. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия. Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Беседа «История появления елочных игрушек». Мастерская елочных украшений. Требования к ѐлочным украшениям. Практические работы Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на ѐлку. 4. Открытки по поводу и без. (10 часов) Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для 10 детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неѐ различные поделки, игрушки, а также предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Знакомство с понятием СКРАПБУКИНГ. Порядок создания открыток из бумаги. Построение чертежа, выбор цвета. Практические работы Построение чертежа, оформление, сборка открыток. Создание цветов и заготовок для открыток. 5. Фантазии из фетра (30 часов) Такой популярный среди рукодельниц материал, как фетр — это довольно плотная спрессованная шерстяная масса, которая нарезана на листы определенных размеров или закатана в рулоны. Для чего можно использовать фетр? Все зависит только от вашей фантазии! Игрушки и поделки из фетра сейчас пользуются большой популярностью. Из фетра можно шить различные украшения (брошки и подвески), декорировать им обложки блокнотов и фотоальбомов, украшать подушки и покрывала. Беседа «Что такое фетр». Виды фетра. Инструменты и приспособления для работы с фетром. Изучение эскизов и технологий. Анализ создания миниатюр из фетра. Практические работы Выполнение отдельных элементов на основе изученных приѐмов. Изготовление мини – сувениров: брелков, закладок для книг, брошей, украшений. 6. Чудесная ниточка (6 часов) Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Текстильные материалы. Беседа «Разнообразие ниток для вышивки». 11 Материалы, инструменты. Техника объемной вышивки. Проектирование изделия, украшенного объемной вышивкой. Практические работы Изготовление панно с элементами объемной вышивки. Украшения. 7. Обереговая кукла (12 часов) Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня ИванаКупалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребѐнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Беседы «Народная кукла.» и «Русские обряды и традиции.» Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приѐмы изготовления. Кукла "Кубышка-травница", «Хозяйка-рукодельница». Практические работы Изготовление бесшовной куклы, куклы "Кубышка-травница" 8. Итоговое занятие (3 часа) Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. «Фантазия» в моем понимании». Мониторинг качества знаний воспитанников. 1.4 Планируемые результаты Предметные: 1 год обучения. К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: − название и назначение материалов – бумага, ткань; − название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток; − правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь: − анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); − правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; − соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; 12 − экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками ―вперед иголка‖. 2 год обучения. К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: − название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов; − правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; − приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); − способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка). К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: − правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению; − выполнять работу самостоятельно без напоминаний; − организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы; − понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры); − самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу). 3 год обучения К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: − название изученных материалов и инструментов, их назначение; − правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; − правила планирования и организации труда; − способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой. К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь: − правильно использовать инструменты в работе; − строго соблюдать правила безопасности труда; − самостоятельно планировать и организовывать свой труд; − самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу); − экономно и рационально расходовать материалы; − контролировать правильность выполнения работы. Метапредметные: − Владение коммуникативными способностями ребѐнка. − Способность поставить цель и осуществить поиск путей еѐ достижения. 13 − Способность планировать, контролировать и оценивать свою работу. − Понимание причины успеха или неуспеха своей деятельности. − Способность определять эффективные способы достижения результата. − Готовность вести диалог. − Уметь договориться, работать в группе. − Способность работать в материальной и информационной среде. Личностные: − Ценностно-смысловые потребности обучающегося в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении. − Готовность обучающихся к саморазвитию. − Воспитание трудолюбия, аккуратности. − Сформированность активности и самостоятельности. − Сформированность культуры общения, умения работать в коллективе. − Сформированность мотивации к обучению и познанию. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - мастерская по обработке ткани и волокнистых материалов; - телевизор, компьютер, принтер; - дидактические материалы, наглядные пособия; Материалы: - ткани; - нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа; - канва, пяльца; - акриловые краски; - лоскуты, мех, синтепон; - «бросовый» материал (одноразовые вилки, прищепки деревянные, CD-диски, коробки и т. д.) - клей ПВА, клей-карандаш, «момент», Титан; - пуговицы, бусинки, бисер, шнур, цветные ленты и пр. Инструменты, приспособления: схемы, выкройки, карандаши, фломастеры, маркеры по ткани, линейки, иголки, булавки, ножницы, швейные машины, утюг, крючки Кадровое обеспечение: Шишкина Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования. 14 2.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Текущий контроль (аттестация) осуществляется на каждом занятии. Формы аттестации: Беседа, наблюдение за исполнением ТБ, проверка рабочей тетради, анализ результатов выполнения практической работы. В рамках текущего контроля предполагается также взаимо- и само контроль, рефлексия учащимися собственной деятельности и достигнутых образовательных результатов. Промежуточная аттестация: промежуточный контроль образовательных результатов. Оценочные материалы Для определения результативности освоения программы используется устный контроль – фронтальная беседа, педагогическое наблюдение и анализ творческой деятельности учащихся, при выполнении практических работ. − выставки творческих работ; − создание альбомов; − открытые занятия; − выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам; − викторины, кроссворды, игры; − участие в муниципальных и областных конкурсах 3. Список литературы 1. Васина Н. Бумажные цветы. - Москва; «Айрис-пресс», 2012 г. 2. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль; «Академия развития», 1999 г. 3. Журналы: «Все сама. Вяжем, плетем, вышиваем», «Мое любимое хобби», «Лукошко идей», «Лена креатив», «Стильные фантазии» и другие. 4. Кэролин Вобург Холл Мягкие игрушки. – Словакия; «Контэнт», 2004г. 5. Пойда О.В. Необычные поделки из обычных материалов. – Москва; «ОЛМА Медиа Групп», 2013 г. 6. Панина Г.П. Вязаные мишки с описаниями и шаблонами – Москва; «Эксмо», 2014 г. 7. Джаванна Валли Берти Лоскутное шитье – Москва; «Мир книги», 2002 г. 8. https://www.livemaster.ru/masterclasses/tvorim-s-detmi 9. https://ru.pinterest.com/ 10. http://stranamasterov.ru/ 11. http://podelkino.com