Очумелые ручки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Очумелые ручки» - это программа художественной направленности.
Уровневость. Программа «Очумелые ручки» предполагает освоение
материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом
уровне направлена на формирование и развитие творческих способностей
учащихся. Каждый ребенок создаст свой оригинальный продукт, а главным
критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько
его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения
нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления поделок
может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
На данном уровне каждый ребенок будет иметь представление
об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера,
гармония, знать особенности материалов (бумага, ткани и т.д.),
используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для
создания образа.
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Очумелые ручки» составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№
273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).
Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013
г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468).
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14).
Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ).
Актуальность программы.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность
детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями:

4

чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к
деятельному контакту с действительностью.
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком
окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к
познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном
развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в
будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для
организации детского творчества с самого раннего возраста.
Содержание программы «Очумелые ручки» тесно перекликается с
современными требованиями жизни. Развитие личности активной,
творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе
и системы дополнительного образования. Особенностью данной программы
является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои
силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать
приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на
три года обучения, но охватывает основные разделы.
Данная программа является интегрированной, включающей в себя
изучение окружающего мира, изобразительного искусства, художественного
труда и технологии.
Содержание программы отличается практической направленностью,
личностной ориентацией.
У
обучающихся
формируются
следующие
образовательные
компетенции:
1.Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать
окружающий мир)
2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности,
формулирование полученных результатов, овладение приемами творческой
деятельности).
4. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе).
6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с
кружковцами при выполнении заданий).
7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование
культуры мышления и поведения).
Программа внеурочной деятельности «Очумелые ручки» существенно
дополняет школьное базовое образование, предоставляя каждому
обучающемуся возможность погружения в мир социально-значимой
творческой деятельности.
Педагогическая
целесообразность
программы объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей
к творчеству.

5

Возраст детей 11-15 лет – это возраст наиболее активный в
становлении социальной личности ребенка. И, в общем, ведущая форма
деятельности этого возраста – это общение со сверстниками в общественнополезной деятельности (личностное общение и совместная групповая
деятельность по интересам).
В целом программа способствует разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению
задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Отличительной
особенностью
данной
общеобразовательной
программы является сочетание нескольких видов техник: оригами, ткань и
т.д. В процессе посещения творческого объединения дети получают
разнообразные умения одновременно и в работе с пластичным материалом, и
в работе с четкими геометрическими формами с материалом - бумагой.
Каждый вид деятельности дополняет друг друга. Развитие ребенка идет
разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. В
программу включены такие формы практических работ, которые позволяют
создать в детском коллективе атмосферу сотрудничества и сотворчества:
коллективные творческие работы, самостоятельные работы по собственным
проектам, игры, соревнования и т.д. Опора на игровую деятельность,
игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь
включения детей данного возраста в учебную деятельность. Посещение
творческого объединения положительно скажется на взаимоотношениях
между детьми – они научатся помогать друг другу, дарить подарки,
сделанные своими руками, вырастут отзывчивыми, добрыми и творческими
личностями.
Программа «Очумелые ручки» рассчитана на любой социальный статус
детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие
способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен
интересами обучающихся и их родителей.
При
разработке
программы
«Очумелые
ручки»
были
проанализированы программы художественной направленности по
декоративно-прикладному искусству:
-«Умелые руки», Пономарева Наталья Михайловна (г. Фокино),
- «Умелые руки» Климченко М.П. (г. Екатерининск),
-«Художественное творчество» Крокотенко И.Л.(г. Жуковский).
В программе Пономаревой Н. М. рассматриваются базовые разделы:
«Аппликация и моделирование», «Работа с пластическими материалами»,
«Аппликация из деталей оригами», не затрагивается такой раздел
декоративно-прикладного искусства, как «Аппликация из ткани», «Работа с
ватой». В программе Пономаревой Н. М. больший акцент сделан на
декоративно-прикладное искусство, а использование поделок в жизни
изучаются лишь поверхностно и, так же, как и Климченко М.П., совсем не
затрагивается связь декоративно-прикладного искусства и проектной
деятельности учащихся.

6

Программа «Очумелые ручки» охватывает все основные разделы
декоративно-прикладного искусства, а также применение знаний и умений в
проектной деятельности и направлена на детей, у которых нет
специализированной подготовки в этой области, которые только начинают
изучение данной области искусства.
Адресат. Программа ориентирована на детей в возрасте 11-15 лет
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года
обучения (105 ч.).
Формы занятий.
Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.
Формы организации занятий: беседы, конкурсы, практические занятия,
мастер –классы. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной
работы с использованием дистанционных технологий.
Режим занятий. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1
академическому часу.
Формы подведения результатов.
Оформление стендов, выставок.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цели программы:
1. обеспечение условий для творческой активности и самореализации
личности учащихся;
2. формирование практических и трудовых навыков, творческой
активности, воспитание художественного вкуса;
3. открытие детям прекрасного мира декоративно – прикладного
искусства;
4. вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить
самостоятельно;
5. воспитание уважительного отношения к человеку-творцу и истории
нашей;
6. содействие жизненному самоопределению учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,
изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать
их систематизации;
2. учить изготавливать поделки и сувениры с использованием
различных материалов: ткани, бумаги и картона, пряжи, бросового и
природного материала;
3. научить
детей
владеть
различными
инструментами
и
приспособлениями, необходимыми в работе;
4. познакомить учащихся с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного творчества;
5. обучить технологиям разных видов рукоделия.

7

Воспитательные:
1. приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении;
2. побуждать к овладению основами нравственного поведения и
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к
людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности);
3. способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности
к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения;
4. воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
5. развивать потребность к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей, гордится своей выполненной работой;
6. воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному
народному искусству;
7. добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
1. развивать природные задатки, творческий потенциал каждого
ребенка: фантазию, внимание; трудолюбие; терпение; наблюдательность;
2. развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
3. развивать положительные эмоции и волевые качества;
4. развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
5. развивать моторику рук, чувство меры, глазомер.
1.3.

Содержание общеобразовательной программы

№
1

Тема занятия
Вводное занятие

Количество часов
1 год

2 год

1

-

3 год
-

8

2

Лоскутное царство

6

8

8

8

8

8

6

4

-

10

10

10

-

3

7

3

1

1

Вводное занятие
Шитьѐ брелока
Шитьѐ игрушки
Изготовление различных игольниц
Изготовление прихватки из лоскутков
3

Предновогодние хлопоты
Вводное занятие
Шитьѐ интерьерной игрушки «Ёлочка»

Шитьѐ символа года
Изготовление новогодних сувениров
Изготовление текстильных ѐлочных игрушек
4

Открытки по поводу и без
Вводное занятие
Изготовление заготовок и цветов
Сборка и оформление открыток

5

Фантазии из фетра
Вводное занятие
Изготовление брелков
Изготовление закладок для книг
Изготовление брошей
Изготовление украшений для волос

6

Чудесная ниточка
Вводное занятие
Изготовление декоративного панно

7

Обереговая кукла
Вводное занятие

9

Изготовление
куклы
"Кубышка-травница"
Изготовление куклы «Хозяйка-рукодельница»
8

Итоговое занятие

1

1

1

Итого

35

35

35

1. Вводное занятие. (1 час)
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами
поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности.
Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и
престижности умений в жизни.
2. Лоскутное царство (22 часа)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна,
углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается
эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном
искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе
материал,
развивается
художественный
вкус,
формируются
профессиональные навыки.
Беседа «Виды декоративно – прикладного творчества». Виды и
свойства тканей. Основные операции по шитью. Разнообразие поделок. Идеи
для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Изготовление
выкроек-заготовок. Создание поделки из лоскутов.
Практические работы
Изготовление брелков, игольниц, прихватки, зверюшек.
3. Предновогодние хлопоты (24 часа)
Беседа «История и традиции празднования Нового года». Символ года
– собачка. Изготовление новогоднего сувенира. Анализ вариантов изделия.
Выбор техники исполнения, композиции будущего изделия. Беседа «История
появления елочных игрушек». Мастерская елочных украшений. Требования к
ѐлочным украшениям.
Практические работы
Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление украшений на
ѐлку.
4. Открытки по поводу и без. (10 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях
человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для

10

детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных
материалов. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту
форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неѐ различные
поделки, игрушки, а также предметы, которые мы можем использовать в
повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное
занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую
индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества.
Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения
бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Знакомство с понятием
СКРАПБУКИНГ. Порядок создания открыток из бумаги. Построение
чертежа, выбор цвета.
Практические работы
Построение чертежа, оформление, сборка открыток. Создание цветов и
заготовок для открыток.
5. Фантазии из фетра (30 часов)
Такой популярный среди рукодельниц материал, как фетр — это
довольно плотная спрессованная шерстяная масса, которая нарезана на листы
определенных размеров или закатана в рулоны. Для чего можно использовать
фетр? Все зависит только от вашей фантазии! Игрушки и поделки из фетра
сейчас пользуются большой популярностью. Из фетра можно шить
различные украшения (брошки и подвески), декорировать им обложки
блокнотов и фотоальбомов, украшать подушки и покрывала.
Беседа «Что такое фетр». Виды фетра. Инструменты и приспособления
для работы с фетром. Изучение эскизов и технологий. Анализ создания
миниатюр из фетра.
Практические работы
Выполнение отдельных элементов на основе изученных приѐмов.
Изготовление мини – сувениров: брелков, закладок для книг, брошей,
украшений.
6. Чудесная ниточка (6 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры
полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами
на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным
подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же,
имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Текстильные материалы. Беседа «Разнообразие ниток для вышивки».

11

Материалы,
инструменты.
Техника
объемной
вышивки.
Проектирование изделия, украшенного объемной вышивкой.
Практические работы
Изготовление панно с элементами объемной вышивки. Украшения.
7. Обереговая кукла (12 часов)
Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в
детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в
социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по
случаю народных праздников, например, для масленицы или дня ИванаКупалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания
семейных событий, таких как свадьба или рождение ребѐнка, а также просто
изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья,
достатка, любви.
Беседы «Народная кукла.» и «Русские обряды и традиции.» Бесшовные
куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приѐмы
изготовления. Кукла "Кубышка-травница", «Хозяйка-рукодельница».
Практические работы
Изготовление бесшовной куклы, куклы "Кубышка-травница"
8. Итоговое занятие (3 часа)
Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных
работ. «Фантазия» в моем понимании». Мониторинг качества знаний
воспитанников.
1.4 Планируемые результаты
Предметные:
1 год обучения.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
− название и назначение материалов – бумага, ткань;
− название и назначение ручных инструментов и приспособлений:
ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
− правила безопасности труда и личной гигиены при работе
указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
− анализировать под руководством учителя изделие (определять его
назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения
деталей, последовательность изготовления);
− правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок
во время работы;
− соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

12

− экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы
бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям
разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками
―вперед иголка‖.
2 год обучения.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
− название, назначение, правила пользования ручным инструментом
для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
− правила безопасности труда и личной гигиены при обработке
различных материалов;
− приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
− способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
− правильно называть ручные инструменты и использовать по
назначению;
− выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
− организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
− понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из
которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
− самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой
(по образцу, рисунку, эскизу).
3 год обучения
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
− название изученных материалов и инструментов, их назначение;
− правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
колющими и режущими инструментами;
− правила планирования и организации труда;
− способы
и
приемы
обработки
различных
материалов,
предусмотренных программой.
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
− правильно использовать инструменты в работе;
− строго соблюдать правила безопасности труда;
− самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
− самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме,
замыслу);
− экономно и рационально расходовать материалы;
− контролировать правильность выполнения работы.
Метапредметные:
− Владение коммуникативными способностями ребѐнка.
− Способность поставить цель и осуществить поиск путей еѐ
достижения.

13

− Способность планировать, контролировать и оценивать свою работу.
− Понимание причины успеха или неуспеха своей деятельности.
− Способность определять эффективные способы достижения
результата.
− Готовность вести диалог.
− Уметь договориться, работать в группе.
− Способность работать в материальной и информационной среде.
Личностные:
− Ценностно-смысловые потребности обучающегося в высоких
культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
− Готовность обучающихся к саморазвитию.
− Воспитание трудолюбия, аккуратности.
− Сформированность активности и самостоятельности.
− Сформированность культуры общения, умения работать в
коллективе.
− Сформированность мотивации к обучению и познанию.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- мастерская по обработке ткани и волокнистых материалов;
- телевизор, компьютер, принтер;
- дидактические материалы, наглядные пособия;
Материалы:
- ткани;
- нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа;
- канва, пяльца;
- акриловые краски;
- лоскуты, мех, синтепон;
- «бросовый» материал (одноразовые вилки, прищепки деревянные,
CD-диски, коробки и т. д.)
- клей ПВА, клей-карандаш, «момент», Титан;
- пуговицы, бусинки, бисер, шнур, цветные ленты и пр.
Инструменты, приспособления:
схемы, выкройки, карандаши, фломастеры, маркеры по ткани, линейки,
иголки, булавки, ножницы, швейные машины, утюг, крючки
Кадровое обеспечение: Шишкина Ирина Геннадьевна, педагог
дополнительного образования.

14

2.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Текущий контроль (аттестация) осуществляется на каждом занятии.
Формы аттестации: Беседа, наблюдение за исполнением ТБ, проверка
рабочей тетради, анализ результатов выполнения практической работы. В
рамках текущего контроля предполагается также взаимо- и само контроль,
рефлексия учащимися собственной деятельности и достигнутых
образовательных результатов.
Промежуточная
аттестация:
промежуточный
контроль
образовательных результатов.
Оценочные материалы
Для определения результативности освоения программы используется
устный контроль – фронтальная беседа, педагогическое наблюдение и анализ
творческой деятельности учащихся, при выполнении практических работ.
− выставки творческих работ;
− создание альбомов;
− открытые занятия;
− выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
− викторины, кроссворды, игры;
− участие в муниципальных и областных конкурсах
3. Список литературы
1. Васина Н. Бумажные цветы. - Москва; «Айрис-пресс», 2012 г.
2. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль;
«Академия развития», 1999 г.
3. Журналы: «Все сама. Вяжем, плетем, вышиваем», «Мое любимое
хобби», «Лукошко идей», «Лена креатив», «Стильные фантазии» и другие.
4. Кэролин Вобург Холл Мягкие игрушки. – Словакия; «Контэнт»,
2004г.
5. Пойда О.В. Необычные поделки из обычных материалов. – Москва;
«ОЛМА Медиа Групп», 2013 г.
6. Панина Г.П. Вязаные мишки с описаниями и шаблонами – Москва;
«Эксмо», 2014 г.
7. Джаванна Валли Берти Лоскутное шитье – Москва; «Мир книги»,
2002 г.
8. https://www.livemaster.ru/masterclasses/tvorim-s-detmi
9. https://ru.pinterest.com/
10. http://stranamasterov.ru/
11. http://podelkino.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».