Приложение 19. РП Эл курс Трудные вопросы биологии 10-11 кл

Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10

Рабочая программа
элективного курса
«Трудные вопросы биологии»
10-11 класс

Кушва
2023

Рабочая программа элективного курса
«Трудные вопросы биологии»
10-11 класс
Планируемые результаты освоения курса:
Планируемые результаты освоения курса по выбору «Сложные вопросы биологии»
уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных
результатов как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так
и с позиций оценки достижения этих результатов.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
- формирование чувства гордости за вклад российских ученых биологов в развитие
мировой биологической науки;
- подготовка выбора индивидуальной образовательной траектории и профессиональной
ориентации обучающихся;
- формирование умения управлять познавательной деятельностью;
- развитие способности к решению практических задач, умению находить способы
взаимодействия с окружающими в учебной и внеурочной деятельности;
- формирование биологической и экологической культуры;
- воспитание стремления к здоровомуобразу жизни.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и их критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиски ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках.
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а так же противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языков средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Трудные
вопросы биологии» обучающийся научится:
Объяснять:
- роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез;
- единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых
организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и
правила.
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; влияние мутагенов на организм человека;
- причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний,
генных и хромосомных мутаций;
- взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия
видов, защиты окружающей среды;
- место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль
различных организмов в жизни человека;
- зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление
наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- роль гормонов и витаминов в организме.
Устанавливать взаимосвязи:
- строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена;
световых и темновых реакций фотосинтеза;
- решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания);
Распознавать и описывать:
- клетки растений и животных;
- особей вида по морфологическому критерию;
- биологические объекты по изображению и процессами их жизнедеятельности;
Выявлять:
- отличительные признаки отдельных организмов;
- источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); сравнивать (и делать выводы на
основе сравнения);

- биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений,
животных, грибов и бактерий);
- процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и
энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
- митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение;
Определять:
- принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
Анализировать:
- влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в
экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
- результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию.
Обучающийся получит возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
- правил поведения в окружающей среде;
- мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
- оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях,
отравления пищевыми продуктами;
- способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними;
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены в лабораторные и практические работы, экскурсии. При выполнении
лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии,
коллекции и т.д.
Содержание курса
1. Возникновение жизни на Земле.
История представлений о возникновении жизни на Земле. Теории происхождения
жизни на Земле.
2. Цитология – наука о клетке.
Химический состав клетки. Реализация генетической информации в клетке. Решение
биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трансляцию, определение
размеров макромолекул. Ферменты – биокатализаторы в клетке. Функции белков. Фотосинтез,
его значение для жизни на Земле. Вирусы – облигатные внутриклеточные паразиты. Решение
биологических задач по цитологии.
3. Размножение и развитие организмов.
Деление клетки – митоз – основа размножения и роста организмов. Основные способы
размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Мейоз –
редукционное деление клетки. Митоз и мейоз в сравнении. Решение биологических задач.
Индивидуальное развитие организмов.
4. Основы генетики и селекции.
Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы доминирования и
расщепления при моногибридном скрещивании. Полное и неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Законы независимого и
сцепленного наследования. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивания.

Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Комплементраность, полимерия,
эпистаз. Решение генетических задач повышенной сложности. Генетика определение пола.
Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом. Генетика человека.
Наследственные болезни человека и их предупреждение.
5. Эволюционная теория.
Возникновение и развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период.
Возникновение эволюционного учения Ч. Дарвина. Происхождение видов путем
естественного отбора. Учение о движущих силах эволюции. Учение о естественном отборе.
Закономерности эволюционного процесса. Развитие жизни на Земле.
Тематическое планирование курса (10 класс)
Наименование разделов и тем
Количество часов

№
п/п
1
2
3

Возникновение жизни на Земле.
Цитология – наука о клетке.
Размножение и развитие
организмов.

4 часа
23 часа
7 часов

Календарно-тематическое планирование (10 класс)
Тема

№ урока

Кол-во
часов

1

История представлений о возникновении жизни на Земле

1

2

Современные представления опроисхождении жизни на Земле

1

3

Эволюция протобионтов

1

4

История изучения клетки.Клеточная теория. Клетка целостная
система. Прокариоты. Бактерии. Археи.

1

5

Органические вещества клетки. Биополимеры.

1

6

Органические вещества клетки. Биополимеры. Белки. Уровни
организации белков. Функции белков. Ферменты
–
биологические катализаторы

1

7

Углеводы. Моно-,

1

8

Липиды.

9

Нуклеиновые кислоты.

10

ДНК – носитель наследственной информации. Функции ДНК в 1
клетке.

11

Нуклеиновые кислоты.

12

АТФ –
специфический нуклеотид.
Функции АТФ.

1

13

Генетический код.

1

14

Свойства генетического кода.

1

15

Метаболизм – основа существования живых организмов.
Анаболизм – пластический обмен, биосинтез белка

1

ди-, полисахариды Функции углеводов.

1
ДНК. Комплементарно сть.

РНК. Виды и функции РНК.

1

1

16
17
18

.Матричный принцип реализации информации.

1

Энергетический обмен–катаболизм.
Гетеротрофный и
Роль АТФ
в

1

автотрофный типы
обменевеществ.

обменавеществ. 1

19

Клеточные структуры и ихфункции.

1

20

Биологические мембраны. Свойства биологических
мембран. Межклеточные контакты.

1

21

Эукариотическа я клетка. Цитоплазма и ее свойства
Мембранные структуры клетки. ЭПС,комплекс Гольджи,
лизосомы –единая мембранная система.

1

22

Пластиды и митохондрии – полуавтономные органеллы клетки.

1

23

Немембранные органеллы клетки

1

24

Рибосомы, клеточный центр и
Движения.

центриоли, органоиды

25

Ядро. Хроматин и хромосомы.

26

Кариотип
–хромосомный набор
гаплоидный набор хромосом.

27

Вирусы–неклеточные формы жизни.

28
29
30

1
1

клетки.Диплоидный и 1

Воспроизведение биологических систем.
Деление клетки – митоз – основа бесполого размножения.
Половое размножение.Мейоз

1
1
1
1

31

Гаметогенез. Оплодотворение

1

32

Партеногенез. Двойное оплодотворение у высших растений.

1

33

Онтогенез. Сходство зародышей

и эмбриональная

1

дивергенция признаков. Биогенетический закон.
34

№
п/п
1
2
3

Взаимодействие клеток
Развитие организмов

в многоклеточном организме.
и окружающая среда.

Тематическое планирование курса (11 класс)
Наименование разделов и тем
Основы генетики и селекции.
Эволюционная теория
Экологические системы. Основы экологии.

1

Количество
часов
26 часов
5 часов
3 часа

Календарно-тематическое планирование (11 класс)
Тема

№ урока

Кол-во
часов

1

Закономерности наследственности. Моногибридное
скрещивание.

1

2

Законы доминирования и расщепления при моногибридном
скрещивании.

1

3

Аллельные гены. Полное и неполное доминирование.
Анализируюшее скрещивание.

1

4

Дигибридное скрещивание.

1

5

Законы независимого наследования.

1

6

Законы сцепленного наследования.

1

7

Решение
задач на моногибридное (полное
доминирование)

8

Решение задач на дигибридное скрещивание (независимое
сцепленное наследование).

9

Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов.
Комплементарность, полимерия, эпистаз.

1

10

Решение генетических задач повышенной сложности

1

11

Решение генетических задач повышенной сложности

1

12
13
14
15

и неполное

1
и 1

Генетика определения пола. Сцепленное сполом
наследование.

1

Наследование,ограниченное полом.

1

Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и
мутационнаяизменчивость.

1

Причины возникновения мутаций. Виды мутаций.

1

16

Множественныйаллелизм. Мобильные генетическиеэлементы.

1

17

Цитоплазматиче ская наследственность.

1

18

Взаимодействие генотипа и среды. Модификационн ая
изменчивость.

1

19

Норма реакции.Вариационные ряды
модификационн ой изменчивости.

1

20

Основные закономерности функционирования генов в ходе
индивидуального развития.

1

21

Дифференцировка и детерминация.

1

22

Проявление генов в развитии. Плейотроное развитие
действие
гена. летальные мутации. Химеры итрансгенные
организмы. Генетические основы поведения.

1

23

Генетика человека. Методы изучения генетики человека
биохимический и цитогенетический методы.

– 1

24

Методы изучения генетики человека
метод, близнецовый метод.

–генеалогический

25

Наследственные болезни человека и их предупреждение

1

26

Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм –
Искусственные популяции организмов. Биотехнология.

1

27

Возникновение и развитиеэволюционной теории
Додарвиновский период. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.
Взгляды
Ж. Кювье, Ч. Дарвина. Учение Ч Дарвина
происхождении видов.

1

в

1

о

28

Движущие силы эволюции.Учение

29

Адаптации–результат естественного отбора. Микроэволюция.

1

30

Закономерности эволюционного процесса. Макроэволюция.
Главные направления эволюции. Дивергенция, конвергенция,
параллелизм –основные пути эволюционных преобразований.

1

31
32

Развитие организмов
Антропогенез.

о естественном отборе. 1

вразные геологические эпохи.

. Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах,
экологические системы
–биогеоценозы.

1
1

33

Взаимоотношения организма и среды. Факторы среды: 1
абиотические, биотические, антропогенные. .Роль факторов на
состояние организмов в сообществах.

34

Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера. 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».