Приложение 20. РП эл курс Соверш язык грам учащихся 11 класс

1

Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10

Рабочая программа элективного курса
по русскому языку в 11 классе
«Совершенствование языковой грамотности учащихся»

1

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по
русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет
имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час
в неделю (34 часа в год).
Элективный курс «Совершенствование языковой грамотности учащихся» используется в качестве обобщающего учебного курса по
русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается
на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает
расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на
ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей
(послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми
выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем
и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом
способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой
подготовки
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
2

3

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и
соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Планируемые результаты изучения курса:
1. Предметные результаты









Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами
3

4














лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.
Работать над расширением словарного запаса.
Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
Работать с тестовыми заданиями .
Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
Выполнять различные типы тестовых заданий.
Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.
Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Определять синтаксические конструкции.

Метапредметные:


Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками.

Личностные:


Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Коммуникативные:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

4

5

• увеличение словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и
акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании
и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические
и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в
словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы
согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом).
Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания.
5

6

Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии:
правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных
окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация
в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях,
обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложен ия.
Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в
сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная
и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология,
морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения
экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое
многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных
работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
6

7

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ
оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые
недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.

Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Совершенствование языковой грамотности учащихся» ( 34 часов -1 час в неделю )

№

Название темы

Кол

п/п

ч.
Введение. Цели и задачи курса. Знакомство с последней
демоверсией.

1

7

дата

примечание

8

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

3

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы.

1

4

Лексические выразительные средства. Тропы.

1

5

Синтаксические средства выразительности.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

7

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

1

8

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с
их нарушением.

1

9

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их
нарушением.

1

10 Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное
предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

1

11 Синтаксические выразительные средства. Стилистические
фигуры.

1

12 Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении,
осложненном однородными членами, обособленными
определениями, обстоятельствами, вводными словами.

1

8

9

13 Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении.

1

14 Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.

1

15 Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении.

1

16 Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными
видами связи.

1

17 Тестирование.

1

18 Текст. Выделение основной и дополнительной информации в
тексте. Способы и средства связи предложений в тексте.

1

19 Текст. Стили и типы речи.

1

20 Задание 27. Композиция сочинения. Критерии оценивания

1

21 Виды вступлений к сочинению

1

22 Формулировка проблемы текста. Способы формулировки
проблемы.

1

23 Комментарий к сформулированной проблеме

1

Позиция автора

1

24 Аргументация собственного мнения по проблеме

1

25 Способы аргументации собственного мнения.

1
9

.

10

26 Типы аргументов

1

27 Создание банка данных аргументов

1

28 Виды заключений к сочинению

1

29 Написание сочинения-рассуждения

1

30 Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения

1

31 Речевое оформление сочинения.

1

32 Выполнение контрольного тестирования.

1

33- Выполнение задания 27
34

2

.

1
Список литературы:
1. ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.
2. ЕГЭ 2019 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2019.
3.ЕГЭ 2019. Русский язык. Сборник заданий/И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2019.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2019.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2019.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2019.
6. Егораева Г.Т. Е. 7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы
составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.:
Эксмо, 2019.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».