Приложение 24. РП КВД Теория и практика написания сочинений 10 класс

Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Теория и практика написания сочинений»
10 класс

КВД русский язык
«Теория и практика написания сочинений»
для обучающихся 10 класса
Планируемые результаты освоения КВД
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД ).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного
произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация
художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть
параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.
Требования к написанию сочинения.
Пишем сочинение



Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли
текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации
материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление
на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила
оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами
художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок
работы над черновиком.
Сочинения разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков
жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия.
Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их
сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски
художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их
воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися.
Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных
ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна?
Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога
до начала и во время экзамена.




Лирический текст Основные типы тем сочинений по лирике
«Сквозная» тема, тема по лирике одного автора, анализ одного лирического
произведения. Примеры формулировок тем сочинения. Содержание, особенности
раскрытия каждого типа тем. Возможные ошибки и недочёты.



Сочинение – анализ стихотворения. Отбор и систематизация необходимого
материала; литературоведческие понятия и термины, смысл и возможности
применения некоторых из них. Работа с таблицей (понятие – смысл –
использование в сочинении).



Анализ художественного своеобразия поэтического произведения рассмотрение
истории создания, тематики, идеи, композиции, образа лирического героя, языка,
средств поэтической выразительности, особенностей стиха, а также значения
произведения в творчестве поэта, в литературной жизни эпохи, в литературной
традиции. Совместная работа по составлению системы опорных вопросов для
анализа стихотворения. Образцы анализа поэтического текста




Сочинение на свободную тему:
Свободные темы на литературном материале Образцы сочинений – анализ. Чтение,
коллективное обсуждение примеров.



Типология сочинений на основе эпического произведения Эпическое произведение



Литературный герой. Характеристика литературного героя. Коллективная работа
по составлению плана характеристики литературного персонажа (на основе
повторения). Чтение и обсуждение примеров сочинений данного типа. Возможные
варианты вступления и заключения. Характер литературного героя
Характеристик а одного героя эпического произведения. Самостоятельная работа.
Типы литературных героев. Основные типы литературных героев: романтический
герой, «маленький» человек, «лишний» человек, герой-чудик, тургеневская
девушка. Отличительные черты каждого типа характера (на основе повторения).
Герой как тип.
Промежуточный контроль. Сочинение, требующее характеристики героя с точки
зрения его отнесения к тому или иному литературному типу. Например, «Мцыри романтический герой».
Как оценить мастерство писателя, поэта
Где проявляется мастерство писателя, поэта: пейзаж, портрет, характер героя,
художественная деталь, сюжет и др. Беседа. Примеры сочинений, содержащих
оценку мастерства писателя или поэта. Чтение, обсуждение.
Анализ мастерства писателя в изображении героя
Средства создания характера героя эпического произведения. План анализа
мастерства писателя в изображении героя (на примере романа «Герой нашего
времени»). Сочинение - анализ мастерства



Тематическое планирование
№ п/п

Тема

Прежде чем писать сочинение
Основные требования при написании сочинений
Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие;
текст: тема, проблема, позиция автора
4
Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение
5
Организация материала при помощи плана
6
Роль эпиграфа и цитирования в сочинении
7
Анализ предложенного учителем сочинения
8-9
Средства художественной выразительности :
1. Тропы
2. Фигуры речи
10-13
1. Сочинение – доклад
2. Сочинение – литературный обзор
3. Сочинение – читательский отзыв
4. Сочинение в жанре литературно-критической статьи
5. Сочинение – характеристика литературного героя
6. Сочинение – читательский дневник
7. Сочинение – анализ лирического произведения
8. Сочинение – письмо
9. Сочинение – интервью
14-15
Практическая работа. Пишем сочинение.
16-17
Саморедактирование сочинения.
18-19-20 Сочинение – рецензия
1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к
1
2
3

Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
2

4

2
2
3

рецензии
2. Оценочные слова и речевые клише
3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”
4. Подготовка к написанию рецензии
21
Практическая работа. Пишем сочинение – рецензия по тексту А. П.
Чехова “Моя “Она”(или по выбору)
22-23
Анализ ученических сочинений
24-25
Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений
26-27
Лирический текст
1.Основные типы тем сочинений по лирике. Сочинение – анализ
стихотворения
28-29
Сочинение на свободную тему:
1. Свободные темы на литературном материале;
2. Свободные темы не на литературном материале;
3. Обзорные сочинения по литературе второй половины XX века
30
Типология сочинений на основе эпического произведения
31-32
Характеристика литературного героя
Повторение, составление плана характеристики.
Характер литературного героя
Индивидуальная работа, сочинение.
Типы литературных героев. Повторение и обобщение
Герой как тип
33-34
Как оценить мастерство писателя, поэта . Анализ мастерства
писателя в изображении героя.
Сочинение - анализ мастерства.
ИТОГО 34 часа

1
2
2
2

2

1
2

2

Литература:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный
экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
2. Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2012 в примерах и комментариях. Учеб.
пособие. – Казань : Магариф, 2011
3. “Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном
экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2013.
4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2010 – 2011: Контрол.-измерит.
материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С.
Ковалевой. M., 2011. С. 133-135.
5. Закон об образовании
6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания:
Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.:
Флинта: Наука, 2001
7. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2009, № 9,12
8. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство
“Экзамен”, 2007
9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009,2010: учебно-методическое
пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2008,2009
10. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2013
11. Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».