Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы грамматики»
для 9 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку разработана в соответствии с
учебным планом ОУ на основе требований по предмету, предъявляемых выпускникам 9
класса на ОГЭ.
Для ведения элективного курса выделен 1 ч. Программа курса «Трудные вопросы
грамматики» в 9 классе рассчитана на 17 часов.
Элективный курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся
тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.
Для занятий вынесены темы, проверяющие владение нормами литературного языка и
умение производить языковой анализ текста.
Цели обучения русскому языку согласуются с важной задачей , связанной с
необходимостью готовить учеников к выпускному экзамену. Независимо от формы его
проведения старшеклассники должны продемонстрировать результаты освоения родного
языка:
владение всеми видами речевой деятельности, способность использовать язык в
различных сферах и ситуациях общения; владение информационными умениями,
основными нормами литературного языка, нормами речевого поведения в различных
сферах общения
Задачи курса:
• формирование представления о русском языке как целостной
структуре, овладение
основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование орфографических, пунктуационных умений и навыков,
углубление теоретических знаний по грамматике русского языка, развитие
познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
создать условия для успешной подготовки к экзаменам по русскому языку
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате выпускник должен :
соблюдать в практике письма и речи орфографические, пунктуационные ,
морфологические и речевые нормы современного русского литературного языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности ;
различать грамматические омонимы;
владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора;
правильно вычленять грамматическую основу предложения;
выполнять разбор сложных синтаксических конструкций
Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна
обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов русской грамматики,
поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне.
Личностные результаты:
- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку
и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к
состоянию речевой культуры общества в целом.
- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим
культурам.
-Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью
языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и
способность к самостоятельной, творческой деятельности.
- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со
сверстниками,
- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения
культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества,
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики филологии.
- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию
национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её
ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
-Умение самостоятельно определять цели учебной, составлять планы, учебные алгоритмы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы
корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные
речевые стратегии.
-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности,
коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно
предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания.
-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности.
-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей,
основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской
культуры.
-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся
системе, о стилистических ресурсах языка;
-владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также
языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-владение различными приёмами редактирования текстов;
-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его
результаты в процессе практической деятельности;
-понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений.
-владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в
том числе новинок современной литературы.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№
Тема
1
Морфологические нормы современного русского языка
Употребление имени существительного. Именительный падеж множественного
числа некоторых существительных мужского рода. Употребление
существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Несклоняемые имена существительные.
Употребление некоторых форм прилагательных. Полные и краткие
2.
Количест
часов
1
1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
прилагательные. Употребление прилагательных сравнительной и превосходной
степени. Образование формы творительного падежа имён собственных на -ИН,
-ЫН, -ОВ.
Употребление числительных. Склонение сложных количественных
числительных. Склонение составных порядковых числительных. Употребление
собирательных числительных. Особенности склонения числительных 100, 90, 40,
полтора и полтораста.
Нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий.
Формы повелительного наклонения. Отсутствие форм у глаголов. Сложные случаи
спряжения глаголов. Приставки и предлоги. Образование причастий и
деепричастий.
Употребление предлогов. Употребление предлога ПО с дательным и
предложным падежом. Употребление предлогов ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО,
НАВСТРЕЧУ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР с дательным падежом.
Употребление местоимений. Употребление личных местоимений. Ошибки в
образовании притяжательных местоимений.
Практическое занятие. Тренировочные упражнения по теме «Морфологические
нормы современного литературного языка».
Синтаксические нормы современного литературного языка
Согласование в числе сказуемого с подлежащим. Употребление форм им. и тв.
падежей в составном именном сказуемом. Согласование подлежащего,
выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым. Согласование в числе
сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. в родительном падеже.
Согласование в предложениях с однородными членами. Ошибки при
употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП,
выраженных разными грамматическими формами.
Построение оборотов с распространёнными определениями,
выраженными причастиями и прилагательными.
Некоторые ошибки и недочёты в построении СПП. Ошибки при
образовании синонимичных конструкций. Замена
сложноподчинённых предложений с придаточным определительным
простым предложением с причастным оборотом. Замена
сложноподчинённых предложений с придаточным
обстоятельственным простым предложением с деепричастным
оборотом.
Ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью.
Смешение прямой и косвенной речи
Практическое занятие. Тренировочные упражнения по теме «Синтаксические
нормы современного литературного языка
Предупреждение речевых и грамматических ошибок при работе над
сочинением
Структура сочинения-рассуждения. Тезис, доказательство, вывод
Тема. Основная мысль текста. Признаки текста: выраженность, ограниченность,
цельность, тема, упорядоченность.
16. Комментирование определения (тезиса) исходного текста
17. Создание текстов (сочинение-рассуждение по заданной теме)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1