Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10
Рабочая программа
элективного учебного курса
«Трудные вопросы грамматики»
7 класс
г.Кушва
2023
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы грамматики» по
русскому языку для 7 класса составлена на основе требований к результатам освоения
ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, Федеральной образовательной программой
ООО, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», а также
Рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
1. Планируемые результаты освоения элективного курса
«Трудные вопросы грамматики»
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
2. Содержание учебного предмета
«Трудные вопросы грамматики»
7 класс
Содержание
Причастие .
Склонение причастий и
правописание гласных в падежных
окончаниях причастий. Причастный
оборот. Выделение причастного
оборота запятыми. Гласные в
суффиксах действительных
причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных
причастий настоящего времени.
Гласные перед н в полных и кратких
страдательных причастиях. Одна и
две н в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.
Одна буква н в отглагольных
прилагательных. Одна и две н в
суффиксах кратких страдательных
причастий и в кратких отглагольных
прилагательных. Слитное и
раздельное написание не с
причастиями. Буквы е и ё после
шипящих в суффиксах
страдательных причастий
прошедшего времени.
Формы организации и виды деятельности
учащихся
Работают над орфографией, пунктуацией,
синтаксисом.
Выявляют путём наблюдений особенности
склонения причастий. Усваивают правило
написания гласных в падежных окончаниях
причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.
Определяют причастный оборот. Анализируют
словосочетания с причастием. Опознают
одиночные причастия и причастные обороты в
предложениях.
Анализируют
условия
обособления причастного оборота.
Отрабатывают пунктуацию при причастных
оборотах.
Распознают действительные причастия
настоящего времени.
Изучают правило выбора орфограммы в данных
причастиях. Выполняют упражнения,
руководствуясь усвоенным правилом.
Распознают страдательные причастия
настоящего времени.
Усваивают правило выбора суффикса в
страдательных причастиях.
Распознают страдательные причастия
прошедшего времени.
Работают с таблицей и материалом для
ознакомления. Списывают предложения с
причастиями, работая над пунктуацией и
орфографией. Усваивают правило написания
гласных перед н в полных и кратких
страдательных причастиях.
Усваивают правила написания одной и двух
букв н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени и одной буквы н в
отглагольных прилагательных.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Усваивают правила написания одной и двух
букв н в суффиксах кратких страдательных
причастий и кратких отглагольных
прилагательных.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом
Усваивают правило слитного и раздельного
написания не с причастиями.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Усваивают правило написания букв е и ё после
Деепричастие.
Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте. Раздельное
написание не с деепричастиями.
шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Анализируют и характеризуют
общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль
деепричастия. Опознают деепричастия как
самостоятельную часть речи.
Определяют деепричастный оборот. Опознают
деепричастные обороты и отмечают их с
помощью графических обозначений.
Формируют навык обособления деепричастия и
деепричастных оборотов.
Усваивают правило написания не с
деепричастиями. Выполняют упражнения,
руководствуясь усвоенным правилом.
Опознают деепричастия несовершенного вида.
Списывают, тренируясь в опознавании и обособлении деепричастий и деепричастных
оборотов.
Опознают деепричастия совершенного вида.
Списывают текст, работая над отдельными
видами
орфографии
и
пунктуационным
выделением деепричастий и деепричастных
оборотов
Наречие.
Слитное и раздельное написание не с
наречиями на –о и –е. Буквы е и и в
приставках не и ни отрицательных
наречий. Одна и две н в наречиях на
–о и –е. Описание действий. Буквы о
и е после шипящих на конце
наречий. Буквы о и а на конце
наречий. Дефис между частями слова
в наречиях. Слитное и раздельное
написание приставок в наречиях,
образованных от существительных и
количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.
Служебные части речи.
Предлог.
Слитное и раздельное написание
производных предлогов.
Союз.
Запятая между простыми
предложениями в союзном сложном
предложении. Слитное написание
союзов также, тоже, чтобы.
Анализируют и характеризуют
общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль
наречия.
Усваивают правило слитного и раздельного
написания не с наречиями на о и е.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Тренируются
в
написании
наречий,
определяя
выбор
орфограммы.
Усваивают правило написания букв е и и в
приставках не и ни отрицательных наречий.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом. Тренируются в выборе
написаний не или ни на материале упражнений.
Усваивают правило написания одной и двух
букв н в наречиях на о и е.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Усваивают правило написания букв о и е после
шипящих на конце наречий. Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Усваивают правило написания букв о и а на
конце наречий.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Усваивают правило написания дефиса между
частями слова в наречиях. Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Усваивают правило слитного и раздельного
написания приставок в наречиях, образованных
от существительных и количественных
числительных.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Усваивают правила написания мягкого знака
после шипящих на конце наречий.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Различают предлоги.
Распознают производные и непроизводные
предлоги.
Усваивают правило слитного и раздельного
написания производных предлогов.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом.
Определяют союз как часть речи.
Усваивают правило постановки запятой между
простыми предложениями в союзном сложном
предложении.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь усвоенным правилом.
Частица
Раздельное и дефисное написание
частиц.
Междометие.
Дефис в междометиях. Знаки
препинания при междометиях.
№
п/п
Усваивают правила написания союзов.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным правилом. Попутно повторяют
разные виды орфограмм и пунктограмм.
Подбирают примеры на изученные темы с
обозначением условий выбора орфограмм
Изучают определение частицы как части речи.
Усваивают правила слитного и раздельного
написания частиц.
Выполняют
упражнения,
руководствуясь
усвоенным
правилом.
Составляют
свои
предложения со словом то. Распределяют слова
по видам орфограмм и обозначают условия
выбора дефиса.
Дифференцируют не и ни как частицы и как
приставки. Тренируются в подборе частиц с
отрицательным значением. Пишут диктант.
Изучают теоретические сведения. Выполняют
упражнения, обозначая частицу не и приставку
не. Составляют словосочетания и предложения
с частицами. Дифференцируют слова разных
частей речи с приставкой не.
Повторяют орфографические правила по теме
параграфа. Обозначают условия выбора
орфограмм в упражнениях.
Определяют грамматические особенности
междометий. Дифференцируют междометия в
упражнениях. Опознают междометия, которые
употреблены в значении других частей речи.
Изучают орфографическое и пунктуационное
правила.
Записывают
предложения
с
междометиями, ставя знаки препинания
3. Тематическое планирование учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
7 класс
Название раздела, темы
Количество
часов
1.
Причастие
1
2.
Страдательные и действительные причастия
1
3.
Причастный оборот
1
4.
Н-НН в причастиях
1
5.
Деепричастие
1
6.
Деепричастный оборот
1
7.
Наречие
1
8.
Дефисное написание наречий
Слитное и раздельное написание наречий
1
1
Слитное и раздельное написание наречий
1
9.
10.
11.
Практикум
1
12.
Служебные части речи. Предлог
1
13.
Производные предлоги
1
14.
Союз
1
15.
Правописание союзов
1
16.
Частица
1
17.
Междометие
1