Приложение 1.24 РП Элективный курс Основы читат грамотности

Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10

Рабочая программа элективного учебного курса
«Основы читательской грамотности»
5 класс

Кушва
2023

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Основы читательской грамотности» адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и
является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является
стратегической линией школьного образования в целом.
Рабочая программа по предмету «Основы читательской грамотности» составлена на основе составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, Федеральной образовательной программой ООО, Рабочей программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как
запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать
информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную
грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней
функционировать,
реализовывать
образовательные
и
жизненные
запросы
в
расширяющемся
информационном
пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является
чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том
числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать,
интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации
является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является
необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого
интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение чтению и
пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства,
волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

2

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения
по всем предметам образовательной программы школы;

формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом
информационном пространстве.



Задачи


личности;

развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы

вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том
числе досуговом;

развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения
способов деятельности;

освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов
чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки
информации на основе


углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих
возрасту учащихся;

использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.




3

Формы и режим занятий
Программа курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером.
Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит
формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий
должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического
мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации
деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, раз витие
самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование,
мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия
(2 раза в неделю).Время проведения занятия – 40 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и
развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в
планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ,
указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях,
проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
1.
2.
3.
4.

Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
«Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
Игра «Аукцион вопросов и ответов».
Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).

4

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата
учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы
личности;

использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции,
оценочного мнения на основе прочитанных текстов.


Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый,
ознакомительный, изучающий/аналитический);

элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научнопознавательных).



Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и
понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную,
тезисную и доказательную и т.п.;

выделять термины, обозначающие основные понятия текста.





5

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и
интерпретацию информации, на основе умений:




текста;

понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера,
определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной
мысли текста;

задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

прогнозировать содержание текста;

находить скрытую информацию в тексте;

использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.




Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и
преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы,
рисунки и т.п.).





Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и
рефлексию, на основе умений:



откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

6

использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных
связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

оценивать не только содержание текста, но и его форму.


Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин
при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в
ситуациях моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных
предметных областях.


Календарно-тематическое планирование

7

№

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану Фактически
Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Лекционное занятие
Библиотечный урок
Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

Беседа

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Лекционное занятие

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Практическое занятие. Игра

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Занятие поискового характера

Внимание к слову

Квест-игра

Тематический конкурс чтецов

Чтение стихотворений

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Творческая работа

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое занятие

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Практические задания

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с Индивидуальная работа
информацией и выделять главную мысль)
Как читать несплошной текст?

Практикум

8

Шифровка и дешифровка текста

Парная работа

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Групповая работа, игра

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

Ролевая игра

Погружение в текст

Работа с текстом

Погружение в текст

Работа с текстом

Диалог с текстом

Практикум

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

Групповая работа

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Беседа

Составление плана текста

Занятие в игровой форме

Формирование списка книг для чтения

Творческая работа

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных Индивидуальное практическое
занятие
текстов: отзывы о прочитанном
Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Беседа, круглый стол

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, Индивидуальная работа
выписки, цитаты)
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая работа

9

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

Открытый микрофон

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи
«Крыжовник»

Групповая работа

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая
работа

Участие в учебном
прослушанного текста

диалоге

при

обсуждении

прочитанного

или Беседа

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Работа с текстом

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».