Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Проектная мастерская»
г. Кушва
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная мастерская» составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "Об образовании в
Российской Федерации";
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования. В
соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просв ещения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2018, № 32, ст.5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных
государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст.1942);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
- Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 « Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» (Зарегестрировано в Минюсте России 01.11.2022 №
70799)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых
распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях
России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных,
классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин,
исследовательских, творческих и технологических проектов. Любая из этих форм обладает
достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей
педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными
государственными образовательными стандартами.
Программа общекультурного направления ориентирована на школьников подросткового
возраста 11-15 лет и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым
классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Предлагаемый курс по теме: «Проектная мастерская» своим содержанием сможет
привлечь внимание учащихся 5-8 классов (срок ее освоения в каждой параллели 1 год - всего
4 года (1час в неделю с объёмом 34 часа в год).
Формировать у школьников специальные знания и развивать умения и навыки
необходимые в проектной работе: умение видеть проблемы; ставить вопросы; давать
определение понятиям; классифицировать; наблюдать; умения и навыки проведения
экспериментов; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; объяснять,
доказывать и защищать свои идеи?
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на
самостоятельную деятельность ребят, где целью познавательных действий обучающихся
является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого
содержания, то есть активное применение полученных знаний для получения нового знания
и для получения практического результата на основе применения полученного знания.
На первом этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными,
практико-ориентированными, творческими. Но суть самого метода, его идея должна
оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная,
творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным
государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений,
навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса
становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей
самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации,
оценка результатов своей работы. Эту проблему можно решить, используя технологию
проектной деятельности. Проектное обучение ценно тем, что оно ориентирует обучающихся
на создание образовательного «продукта», т.е. школьники индивидуально или в группах за
определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую
работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной
деятельности основной школы.
Чтобы продолжить работу с детьми 5-8-х классов к полноценной проектной деятельности
в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного
времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала в классе, а также
во внеурочное время.
Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные
особенности детей, даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим
самостоятельно достигнутый результат.
Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать
познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться,
анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной
проблемы.
Актуальность программы
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых
группах и в индивидуальной проектной деятельности. Взаимодействуя в группе, дети
понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться
между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности,
осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, проектная работа
способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться,
договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика.
Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и
как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе
решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.
Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание
результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.
Особенности программы.
Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции
учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников,
консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению
мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к
ребенку.
Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую,
исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми
знаниями.
Следовательно, «Проектная деятельность» будет являться для учеников накоплением
опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Такие занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной
мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят
не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт
оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и
требованиям стандарта образования.
Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной деятельности
является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей
личностного и метапредметного развития школьников.
Программа курса составлена с учетом психологических особенностей учащихся среднего
звена их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается
логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки, расширяет
базовые знания обучающихся 5-8-х классов.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них
основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и
позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности,
развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты)
такой деятельности.
Исходя из целей программы,
организационно-методическое обеспечение и
педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения
следующих задач:
Совершенствовать предметные знания, умения и навыки обучающихся.
Формирование универсальных учебных действий обучающихся через актуальные для
данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к
самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность
преодолеть трудности.
Овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельности при помощи
последовательного освоения основных этапов, характерных для исследования и проектной
работы, технологий анализа и инновационного потенциала продукта до момента начала
создания.
Умения творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач,
выдвигаемых практикой.
Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на
базе владения приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений.
Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебноисследовательской и проектной деятельности.
Научить учащихся работать с различными источниками информации.
Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу программы
закладывается ряд положений:
Постепенное увеличение знаний и навыков;
Выполнение проектов от простых к сложным;
Постепенное усложнение требований, предъявляемых к выполнению проектов;
Развитие способностей учащихся и осознание ими собственных возможностей
для удовлетворения потребностей личности и общества;
Выбор проектов с учетом местных условий и народных трудовых традиций.
Конечный результат:
Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими
теоретические результаты на практике (метод проекта).
Знать:
Уметь:
Что такое учебный проект;
Основные компоненты проекта;
С чего начинается технологический проект.
1. Понимать потребности разнообразных пользователей и разрабатывать
критерии;
2. Вырабатывать идеи, используя различные источники информации;
3. Использовать свои знания о характеристиках уже известных изделий при
формулировке идей;
4. Разрабатывать реальные идеи;
5. Делать обзор первоначальных идей, объясняя, почему многие идеи были
отвергнуты;
6. Определять все детали, необходимые для изготовления изделия;
7. Реально распределять время на главные этапы изготовления своего изделия;
8. Соотносить выбор деталей и материалов с выбором инструментов,
оборудования и процессов;
9. Упрощать производственные методы при возникновении трудностей;
10. Получать точный качественный результат согласно подробному плану;
11. определять и внедрять изменения для усовершенствования изделия;
12. испытывать и оценивать готовое изделие, используя свои собственные
критерии, определять, насколько они усложнились в установленные временные
рамки;
13. Защищать проект.
Формы и методы проведения занятий.
Самым главным методом проведения курса занятий будет метод проектов. Изложение
теоретического материала занятий может осуществляться с помощью методов: рассказ,
беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования,
практическая работа, эксперимент, наблюдение, исследование, творческая работа,
самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.
На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные,
индивидуальные. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита
творческих работ учащихся - «продукта» (проекты). Система занятий должна вести к
формированию следующих характеристик творческих способностей: гибкость ума,
оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Учителем могут использоваться:
• общеисследовательские
методы
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация)
• эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
• умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или
исследованием:
• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация,
целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск
гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или
метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
•
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление изделий, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы;
•
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в Интернет,
формулирование ключевых слов;
•
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и
передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и
поиск;
Выбор форм, методов и видов деятельности определяется с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности общекультурного
направления:
Участие в конкурсах поделок и творческих работ учащихся, выставках детского
творчества эстетического цикла.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 35 часов
-1 час в неделю (срок ее освоения в каждой параллели 1 год - всего 4 года). Программа
реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в части учебного плана, формируемого
образовательным учреждением по направлению общекультурного развития личности.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к
результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие
целевые установки системы среднего общего образования:
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества, и стремления следовать им;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство
художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности;
формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за
их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности
к преодолению трудностей, жизненного оптимизма.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствие с ФГОС освоение программы курса «Проектная деятельность учащихся»
обеспечивает достижение планируемых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов
семьи и друзей;
внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся.
Предметные результаты:
в результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
в результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
на основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
o ориентироваться в учебниках;
o осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
o понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
o сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие;
o группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных
признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
o организовывать свое рабочее место;
Коммуникативные УУД:
o вступать в диалог;
o осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии
o сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
o участвовать в обсуждении учебной проблемы;
o освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое распределение часов в 5-8 классах
№
Тема
Количество
5 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
1
Понятие «Проект»
2
Алгоритм работы над учебным проектом
3
Типы проектов
4
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование
темы
5
Формулирование задач
6
Этапы работы над проектом
7
Структура проекта. Письменная часть проекта
ВСЕГО:
6 класс (всего 34часа, 1 час в неделю)
1
Понятие «проектной деятельности»
2
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование
темы
3
Постановка цели как прогнозируемый результат
4
Формулирование задач. Ресурсы
5
Реализация плана проекта
6
Оформление результатов в виде дизайна, альбома и пр.
7
Защита проекта. Презентация
ВСЕГО:
7 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
1
Методы и формы исследования
2
Определение темы, объекта, предмета исследования и
изготовления
3
Цель и задачи. Структура проекта
4
План и организация выполнения проекта
5
Работа с информацией. Понятие и виды источников
6
Работа с литературными источниками
7
Основные виды творческих и технологических работ их
компоненты и содержание
8
Реализация плана проекта
9
Оценивание проекта
10
Защита проекта. Презентация
11
Анализ проекта
ВСЕГО:
8 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
1
Цели и задачи курса
2
Выявление потребностей в различных областях
деятельности и осознание необходимости иметь что-либо.
Чтение как способ получения информации
3
Формулировка задачи
4
Исследования для определения проблемы. Исследование и
анализ возможности изготовления изделия. Набор
первоначальных идей
5
Составление перечня критериев
6
Оценка требуемых знаний, умений и навыков
7
Экономическая оценка
8
Планирование проекта. Составление индивидуального
рабочего плана
9
Изготовление изделия
10
Оценка изделия в соответствии разработанными
часов
3
4
10
5
5
2
5
34
2
6
6
3
5
6
6
34
4
2
4
3
2
2
4
5
2
4
2
34
1
2
2
3
2
3
3
4
5
4
критериями
11
Оформление работ, требования к их оформлению и
практическое применение выполнения пояснительной
записки
12
Оформление работ, требования к их оформлению и
практическое применение выполнения пояснительной
записки
ВСЕГО:
3
2
34
Содержание программы 5 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Понятие «Проект» (3 ч.)
Что такое проект. Основные теоретические сведения, термины. Проект по предложенным
темам. Этапы работы над проектом. Практическая работа по примерам готовых проектов.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (4 ч.)
Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание,
планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе
над проектом по примеру. Презентация проекта.
Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
Тема 3. Типы проектов (10 ч.)
Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект.
Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект.
Технологический проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.
Практическая работа «Типы проектов»
Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (5ч.)
Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации.
Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации
в рамках проекта.
Тема 5. Формулирование задач. Ресурсы (5ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить
задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 6. Этапы работы над проектом (2ч.)
Этапы работы над проектом. Практическая работа.
Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (5 ч.)
Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части
исследовательских проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть.
Заключение. Библиография. Приложение.
Практическая работа «Оформление письменной части проекта- пояснительной записки».
Содержание программы 6 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Понятие «проектной деятельности» ( 2ч.)
Понятие творческий проект. Этапы работы над проектом.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (6 ч.)
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.
Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.
Тема 3. Постановка цели как прогнозируемый результат. (6 ч.)
Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением
проблемы проекта. Практическая работа. (проблема, цель, тема проекта)».
Тема 4. Формулирование задач. Ресурсы (3ч.)
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые).
Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов. Написание эссе «Ступенька к проекту».
Практическая работа. «Звездочки обдумывания (схематическое изображение
составляющих проекта)».
Тема 5. Реализация плана проекта (5ч.)
Работа над основной частью проекта. Осуществление намеченных шагов в
установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение
обоснованных изменений в первоначальный замысел.
Тема 6. Оформление проекта. Практическая работа «Реализация плана проекта».
(6ч.)
Тема 7. Защита проекта. Презентация
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Использование средств
наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».
Содержание программы 7 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Методы и формы исследования. (4ч.)
Теоретические методы исследования. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Метод
аналогий. Эмпирические методы. Основы моделирования. Графические методы: виды лекал,
выкроек, методика и правила использования.
Тема 2. Определение темы, объекта, предмета исследования и изготовления (2 ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет. Обоснование актуальности выбора темы.
Тема 3. Цель и задачи. Структура проекта. (4 ч.)
Соответствие цели и задач теме. Основные требования, предъявляемые к структуре и
оформлению пояснительной записки проектов.
Тема 4. План и организация выполнения проекта (3ч.)
Планирование деятельности с учетом целей, задач. планирование проектной деятельности
по этапам. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск.
Предварительная теоретическая отработка проблемы. Планирование продукта проектной
деятельности.
Тема 5. Работа с информацией. Понятие и виды источников (2ч.)
Понятия: источник и его виды. Фактический материал, в котором очерчивается круг
основных понятий, явлений, сведений необходимых для проекта.
Практическая работа (содержание): Виды и анализ источников.
Тема 6. Работа с литературными источниками (2ч.)
Литература и ее виды. Роль данных источников в выполнении проекта.
Практическая работа (содержание): Анализ литературы по выбранной теме и составление
библиографического списка.
Тема 7. Основные виды творческих и технологических работ их компоненты и
содержание (4ч)
Основные виды творческих и технологических работ и компоненты их содержания.
Аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, творческая работа, технологическая карта,
отзыв. Обоснование выбранных методик и методов. Целесообразность их использования.
Тема 8. Реализация плана проекта (5ч.)
Работа над основной частью проекта. Осуществление намеченных шагов в установленном
порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных
изменений в первоначальный замысел.
Тема 9. Оценивание проекта (2ч.)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии
оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.
Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».
Тема 10. Защита проекта. Презентация (ч.)
Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы
общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения
презентации». Практическая работа «Публичные пробы».
Тема 11. Анализ проекта (2ч.)
Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Практическая работа «Отчет о работе над проектом». Вычленение существенных
признаков, достаточных и вспомогательных условий при выполнении проекта. Определение
плюсов и минусов, полученных в результате.
Содержание программы 8 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1 . Цели и задачи курса. (1ч.)
Диагностика учащихся. Целеполагание, прогнозирование. Сущность метода проекта.
Тема 2. Выявление потребностей в различных областях деятельности и осознание
необходимости иметь что-либо. Чтение как способ получения информации. (2ч.)
Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее,
творческое. Интернет-ресурсы, правила пользования, правила оформления ссылок.
Тема 3. Формулировка задачи. (2 ч.)
Раскрытие основной цели проекта с помощью короткой, чёткой и простой формулировки
задачи. Постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности,
определение цели и задач). Анализ источников литературы.
Тема 4. Исследования для определения проблемы. Исследование и анализ возможности
изготовления изделия. Набор первоначальных идей (3 ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы .Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета,
объекта.
Тема 6. Оценка требуемых знаний, умений и навыков (3ч.)
Практическая работа (содержание) Материалы и методы выполнения проекта, описание
будущей работы, планируемые результаты.
Тема 7. Планирование проекта. Составление индивидуального рабочего плана. (4ч.)
Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор
будущего изделия. Знакомство с разными работами в этом стиле.
Тема 8. Изготовление изделия. (5ч.)
Индивидуальная или групповая работа над проектом.
Тема 9. Оформление работ, требования к их оформлению и практическое применение
выполнения пояснительной записки.(3 ч.)
Оценка качества пояснительной записки.
Тема 10. Реклама. Презентация и защита проекта. (2 ч)
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной
деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.
Формы:
Беседа, анкетирование, лекция, практикум, работа в группах, тестирование,
индивидуальная работа, работа с каталогом, индивидуальное консультирование, дискуссия,
работа в компьютерном классе, публичное выступление.
Оснащение. Ресурсы.
Организационно- педагогические:
возможность участия в фестивалях и конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Материально-технические:
помещение для занятий (в соответствии с действующими САНПИНами),
оборудование (мебель, компьютеры с возможностью выхода в сеть Интернет,
принтер, сканер),
Методическое обеспечение:
библиотека,
видеотека,
дидактические материалы на различных носителях (памятки, рекомендации,
упражнения и др.).
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работы
данного курса имеет ряд особенностей:
участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;
защита завершенных творческих технологических проектов школьников;
публикация учащимися своих проектов сети Интернет, участие в различных
мастер – классах.
Результаты.
Итогами проектной деятельности следует считать предметные результаты,
личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной сфере деятельности,
формирование умения сотрудничать и самостоятельно работать, уяснение сущности
творческой технологической проектной работы, которая рассматривается как показатель
успешности деятельности.
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и
приемы, адекватные проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
исследования; отбирать адекватные методы, формулировать вытекающие выводы;
использовать такие методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы,
выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование моделей, теоретическое
обоснование, установление границ применимости модели;
использовать некоторые методы получения знаний: постановка проблемы, опрос,
описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование готовых
данных;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять творческие технологические
проекты;
использовать такие методы и приемы, как выбор возможностей, техническое
моделирование;
использовать некоторые методы получения знаний: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
использовать некоторые приемы художественного познания мира: образность,
художественный вкус, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые средства выполнения работ;
осознавать свою ответственность за качество выполненного проекта.
Данный курс дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к
большой работе, знакомит с методами творческой работы, развивает познавательный
интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает
возможность принимать участие в экспериментах и исследованиях. Ребята активнее будут
принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной
деятельности; умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу; навыки овладения
методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения терминами в той
области знания; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять проектную работу.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при
выполнении учащимися практических работ – выполнении проектного изделия и
оформления собственной деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта работы – выступление,
демонстрация готовой работы по проекту, уровня психологической готовности учащихся к
представлению результатов работы.
Примечательно то, что программа может быть адаптирована для учащихся любого
возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с «ростом» ученика.
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и
индивидуального обучения с практической деятельностью обучающихся. Поиск решения
проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных
связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт
публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.
Результативность занятий отслеживается по результатам участия по защите работы
на зачетном занятии, участие в конкурсах, олимпиадах, творческих и исследовательских
проектах. Каждое занятие призвано ставить конкретные задачи, которые помогут учащимся
по – новому взглянуть на собственную деятельность, оценить достижения других людей, и
т.д. Итоговой аттестацией является публичная защита своего проекта.
Список литературы и Интернет-ресурсов
1.
Программа И.А. Сасовой; А.В.Марченко 2014 год; Программа под редакцией
В.Д. Симоненко; Технология 5-11 классы;
2.
Программно-методические материалы, составитель А.В. Марченко
3.
Методика обучения технологии 5-9 классы А.К.Бешенков; А.В.Бычков; В.М.
Казакевич; С.Э. Маркуцкая.
4.
Настольная книга учителя технологии (справочно - методическое пособие);
5.
Профориентация М.Ю.Савченко;
6.
Метод проектов в технологическом образовании школьников М.Б.Павлова,
М.И.Гуревич, Маркуцкая С.Э.
7.
Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.:
Издательство “Экзамен”, 2016. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
8.
Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для
учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 296 с.: ил. Силаева М.А.
9.
Пошив по индивидуальным заказам: Учебник для нач. проф. образования. – М.:
ИРПО: Издательский центр «Академия», 2002. – 528 с.
10.
Технология.Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б.
Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: ВентанаГраф, 2014. – 144 с.: ил.
11.
В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение,
2011.
12.
А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-9 классы», Москва: Дрофа,
2014г.
13.
В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
технологии.М.: Дрофа, 2015
14.
Проекты учащихся нашей школы