Управление образования Кушвинского городского округа
МАОУ СОШ № 10
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Решение задач повышенной сложности по физике»
9 класс
Кушва
2023
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при
изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы
физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет
сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических
и др.
Для изучения
курса внеурочной деятельности «Решение задач по физике
повышенной сложности» отводится 34 часа (1 час в неделю).
При этом ставятся следующие цели изучения курса:
ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач по
механике, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют
физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и
навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или
иного задания.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных,
творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с
помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность
задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат.
Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические
фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также
задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Задачи данного курса:
● углубление и систематизация знаний учащихся;
● усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
● овладение методами решения задач повышенной сложности.
Тематический план
Тема
1
1. Вводное занятие
2. Основы
кинематики
Равномерное и
равнопеременное
движение. Величины,
характеризующие
механическое
движение
КолВиды
во
деятельности
часов
2
3
Решение задач по
1
различным разделам
физики
7
2
Составление таблицы,
отражающей связь
между кинематическими
величинами,
составление общего
алгоритма на
кинематику, решение
Планируемый
результат
4
Самоанализ знаний умений и
навыков учащихся
Усвоение учащимися
алгоритма решения задач по
кинематике и применение
его на практике
Графики зависимости
кинематических
величин от времени
2
Действия над
векторами. Проекция
вектора на ось. Закон
сложения скоростей
1
Движение тела под
действием силы
тяжести по
вертикали.
Баллистическое
движение
2
3. Основы динамики
6
Силы в природе
1
Алгоритм решения
задач по динамики
1
Первый закон
Ньютона
2
Второй и третий
законы Ньютона
2
задач по общему
алгоритму
Построение графиков
зависимости
кинематических величин
от времени для
различных видов
движения, решение
задач с применением
графиков
Построение и
нахождение проекции
вектора на ось; решение
задач с применением
закона сложения
скоростей; построение
траектории движения
при переходе от одной
системы отсчета к
другой
Применения алгоритма
по кинематике к
решению задач в случае
движения тела по
вертикали и под углом к
горизонту. Построение
графиков зависимости
кинематических величин
от времени
Построение векторов
действующих на тело
сил. Нахождение
различных сил,
действующих на тело по
формулам. Построение
таблицы
Построение и анализ
общего алгоритма на
динамику. Решение
задач на применение
алгоритма
Применение алгоритма
на динамику к решению
задач в случае
равновесия или
равномерного
прямолинейного
движения
Применение алгоритма к
решению задач в случае
Умение строить графика в
различных координатах,
умение находить различные
величины по графикам
Разложение вектора скорости
по двум
взаимноперпендикулярным
направлениям, применение
закона сложения скоростей
для решения задач
повышенного уровня
Умение находить по
алгоритму различные
кинематические величины в
случае движения тела по
вертикали под действием
силы тяжести и под углом
горизонту
Умение изображать силы,
действующие на тело в
различных случаях, и
находить направление
результирующей силы
Воспроизведение алгоритма
решения задач на динамику
Решение задач с
применением алгоритма в
случае равномерного
прямолинейного движения
тела или равновесия
Умение находить различные
физические величины с
движения тела с
ускорением
использованием алгоритма
по динамике при движении
тела с ускорением
Анализ условия
равновесия жидкости в
сообщающихся сосудах.
Построение алгоритма
на применение закона
сообщающихся сосудов
Изображение силы
Архимеда в общем
случае; выяснение
условия плавания тел,
построение таблицы
Нахождение различных
параметров, используя закон
сообщающихся сосудов
Умение воспроизводить
таблицу по памяти,
приводить примеры
тепловых процессов для
каждого случая, применять
формулы для расчета
количества теплоты
Воспроизведение алгоритма,
применение уравнения
теплового баланса к
решению задач
4. Элементы
гидростатики и
аэростатики
Гидростатическое
давление. Закон
сообщающихся
сосудов
4
Сила Архимеда.
Условия плавания тел
2
6. Тепловые
явления
Расчет количества
теплоты в различных
тепловых процессах
4
2
Составление таблицы,
нахождение количества
теплоты в различных
тепловых процессах по
формулам
Уравнение теплового
баланса
2
7. Электрические
явления
Закон сохранения
электрического
заряда. Закон Кулона
Распространение закона
сохранения энергии на
тепловые процессы;
составление алгоритма
решения задач на
уравнение теплового
баланса
8
Построение
электрических цепей
1
2
1
Изображение силы
Кулона в различных
случаях. Анализ
решения задач на закон
Кулона и закон
сохранения
электрического заряда
Составление таблицы:
«Условное обозначение
элементов
электрических цепей»;
построение
электрических цепей с
использованием
условных обозначений
Изображение сил,
действующих на тело в
жидкой или газообразной
среде; применение закона
Архимеда к решению задач
Умение приводить примеры
электрических явлений и
применять закон Кулона и
закон сохранения
электрического заряда
Умение строить и читать
электрические цепи,
используя условные
обозначения
Постоянный
электрический ток.
Величины,
характеризующие
электрический ток
Закон Ома. Расчет
сопротивления
проводников
1
Построение таблицы.
Решение задач на
применение таблицы
Умение воспроизводить
таблицу и находить силу
тока, напряжение и
сопротивление по формулам
1
Умение строить и
пользоваться вольтамперной
характеристикой для
нахождения электрических
параметров участка цепи.
Решение задач на закон Ома
Работа и мощность
электрического тока.
Закон Джоуля-Ленца
1
Законы
последовательного и
параллельного
соединения
проводников
2
Закрепление знаний
1
Построение
вольтамперной
характеристики для
проводников с
различным
сопротивлением;
нахождение связи между
напряжением, силой
тока и сопротивлением
на опыте
Нахождение
энергетических
параметров
электрического тока;
применение закона
сохранения энергии к
электрическим явлениям
Составление таблицы:
«Законы
последовательного и
параллельного
соединения» по
экспериментальным
данным. Упрощение
электрических схем
Мини-презентации
учащихся по решению
задач на различные
разделы физики
Всего
35
Умение воспроизводить
закон Джоуля-Ленца и
применять закон сохранения
энергии к решению задач на
электрический ток
Воспроизведение законов
последовательного и
параллельного соединений.
Умение применять закон
Ома и законы
последовательного и
параллельного соединений к
расчету электрических цепей
Воспроизведение алгоритмов
решения задач на различную
тематику по памяти; умение
приводить примеры задач на
применение алгоритма;
умение определять тематику
задачи
ПРОГРАММА
1. Вводное занятие (1ч).
2. Основы кинематики (7ч).
Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория,
путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических
величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под
действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.
3. Основы динамики (6ч).
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил.
Закон всемирного тяготения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы
трения, коэффициент трения скольжения.
4. Элемент гидростатики и аэростатики (4ч).
Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила
Архимеда. Условия плавания тел.
5. Законы сохранения в механике (5ч).
Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая
энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике.
Импульс, закон сохранения импульса.
6. Тепловые явления (4ч).
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная
теплота парообразования и конденсации; удельная теплота и кристаллизации; удельная
теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного
действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.
7. Электрические явления (8ч).
Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток.
Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов
электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления
проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность
электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.