ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для обучающихся 6 классов разработана в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом основного общего образования /Приказ Министерства
просвещения РФ №287 от 31.05.2021г., с изменениями от 18.07.2022г.,
приказ №568/, Федеральной образовательной программой ООО Приказ
Министерства просвещения РФ №370 от 18.05.2023г./
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются
цели изучения курса «Инфографика», даётся общая характеристика курса,
определяется его место в учебном плане, характеризуются его основные
содержательные линии.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования при реализации учебного курса
««Инфографика», содержание курса.
Программа учебного курса «Инфографика» для 6 класса разработана с
учётом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их
возрастных и иных особенностей, а также условий, необходимых для
развития их личностных и познавательных качеств.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Инфографика»
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
Курс «Инфографика» для 6 класса - курс, посредством которого можно
транслировать опыт восприятия и репрезентации картины мира в
знаковосимволических формах. Инфографика позволяет осваивать
графическо- информационное наследие с позиций информационной
культуры.
Уникальность курса в том, что в нём инновационная деятельность
основывается на ресурсах культурного наследия.
Данный курс открывает канал для познания художественного наследия
с целью освоения творческих методов работы с информацией. Инфографика
по- новому формулирует цель изучения художественного наследия,
определяя её как творческую деятельность в сфере информации для целей
визуальной коммуникации. Искусство и его история в контексте
инфографики понимаются как генератор новых знаков и символических
объектов.
Цели визуальной коммуникации реализуются в курсе «Инфографика».
В учебных заданиях используется большой диапазон известного опыта по
созданию визуальных знаково- символических систем, включая историю
изобразительного искусства, современные дизайнерские практики,
эксперименты современного искусства.
Занятия по курсу развивают знаково-символическое мышление,
которое является ключевой компетенцией для жизни в информационном
обществе, дают толчок для активного развития знакового мышления и
интеллекта обучающихся.
Занятия по основам инфографики - это учебная деятельность, которая
носит интегративный характер, так как инфографика даёт возможность
получать опыт интеграции разной информации и нескольких типов
деятельности в едином проекте.
Современное представление об инфографике основано на опыте
проектной, дизайнерской деятельности, поэтому занятия инфографикой
имеют проектный характер, ребёнок может использовать средства
инфографики для своей репрезентативной деятельности.
Занятия инфографикой помогают развивать особые способности
мышления, необходимые во многих профессиональных сферах жизни:
способности к схематизации, визуализации метафор, навыки работы с
графическими редакторами и т.д.
Инфографика - это сфера деятельности, где обучающийся может с
полным основанием использовать самую активную форму инновационного
мышления - фантазирование.
Курс предполагает активную практическую творческую деятельность
обучающихся на занятиях; включает разные виды деятельности и типы
заданий. Типы заданий: задания, направленные на графические подходы к
созданию инфографических объектов (пиктограмм, схем, планов и т. д.);
задания, связанные с конструированием графического образа; задания,
направленные на интеллектуальное творчество, т. е. на работу со смыслами,
содержанием, которое транслируется с помощью инфографики;
комплексные проектные задания, в которых соединяются графические,
конструктивные и интеллектуальные формы деятельности (рассчитаны на
одно или несколько занятий).
Данный курс поможет в освоении обучающимися основ школьного
курса «Информатика», расширит и углубит знания, получаемые на уроках,
будет способствовать эстетическому восприятию окружающего мира и
дизайнерских
проектов,
развитию
творческих
способностей
и
аналитического мышления.
Занятия по основам инфографики предполагают знакомство со знаками
и знаковыми системами как средствами человеческой коммуникации, а
также с использованием инфографики в разных сферах деятельности (для
целей обучения, понимания прочитанного, планирования своей
деятельности, разработки различных проектов и т. д.).
В процессе практической деятельности обучающиеся активно
осваивают различные виды графических редакторов и приемы работы,
осваиваемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Инфографика»
Курс
сможет
обеспечить
индивидуальные
образовательные
потребности обучающихся с учётом их интересов и возрастных
особенностей, даст возможность для более глубокого изучения предметной
области «Информатика», проявления творческих и интеллектуальных
способностей.
Цель изучения курса «Инфографика» для 6 класса предметной области
«Информатика» - реализация нового подхода с позиций информационной
культуры к освоению графическо- информационного наследия.
Задачи курса - освоить новое учебное содержание, которое
обеспечивает формирование у обучающихся необходимые компетенции для
взаимодействия с информационной реальностью.
«Инфографика» как курс, входящий в предметную область
«Информатика», способствует воспитанию культуры поведения в среде
Интернет, а также интеллектуальному развитию. Данный курс нацелен на
развитие проектного мышления и новых компетенций в сфере семиотики на
освоение репрезентативных технологий современной информационной
культуры.
МЕСТО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Инфографика» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Курс «Инфографика» реализован за счёт вариативной части учебного
плана. На изучение курса отводится в 6 классе 34 часа - 1 час в неделю,
которые распределены в одном полугодии из расчёта 1 час в неделю.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инфографика
учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа)
фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также
со сменным составом учеников,
внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии,
занятия по продвинутым и дополнительным программам),
вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы
выравнивания, репетиторство).
Формы итогового контроля:
тест;
творческая практическая работа;
проект.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
Формы
часов
организации
Основные виды
внеурочной
деятельности
1
Правила
поведения
в
кабинете
информатики и техника безопасности при
работе
с
компьютерной
техникой,
электробезопасность. Требования к организации
рабочего места. Санитарно- гигиенические
нормы при работе за компьютером.
1
Рассказ,
познавательна
я
беседа.
2
Графический редактор Paint: знакомство
с интерфейсом программы, инструментами
создания
графических
изображений,
использование
различных
эффектов
добавление цветов в палитру, обращение цветов,
изменение размера и местоположения рисунка,
настройка атрибутов рисунка, создание
меткого изображения с помощью сетки
пикселей.
Создание
и
редактирование
графических изображений: букета в вазе, дома
«моей мечты», геометрического и растительного
орнамента, новогодней и Рождественской
открытки.
14
Рассказ,
Знакомятся с графическим
познавательна редактором Paint, учатся
я
беседа, создавать с его помощью
показ
графические
файлы
и
презентации, редактировать их.
практическая
работа,
проект.
3
Мир мультимедиа. Виды презентаций.
редактор электронных презентаций MS Power
Point. Интерфейс программы, структура окна.
Знакомство с инструментами создания объектов
на слайде, правил работы в среде редактора
электронных презентаций. Вставка графики,
текста, звука. Преобразование графических
объектов и создание на их основе новых
объектов с использованием возможностей меню
группировка-раз группировка. Анимирование
объектов на слайдах и организация переходов
слайдов с использованием различных эффектов
их анимации. Создание управляющих кнопок и
гиперссылок. Пути перемещения объектов.
19
Рассказ,
Знакомятся с редактором
познавательна электронных презентаций
я
беседа, MS Power Point, учатся
показ
пользоваться
презентации, инструментами
создания
практическая объектов
на
слайде,
работа,
вставлять
графические
проект.
объекты в слайд, добавлять
текст и звук, группировать и
разгруппировывать
графические
объекты,
задавать
анимацию
объектам на слайдах и
осуществлять
переход
между
слайдами
с
использованием различных
эффектов их анимации,
задавать пути перемещения
объектам.
Знакомятся с правилами
работы и техникой
безопасности в
компьютерном кабинете.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения обучающимися учебного курса «Инфографика»
должны быть достигнуты следующие личностные, метапредметные и
предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
воспитание российской гражданской идентичности: любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за Родину, прошлое и настоящее,
знание истории, культуры своего народа;
к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных
интересов;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками
в
процессе
образовательной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера;
развитие специфических способностей мышления, необходимых
для репрезентативной деятельности:
развитие знаково-символического мышления,
развитие
способностей
к
схематизации
явлений,
абстрагированию и редукции,
развитие способностей к созданию визуальных метафор,
развитие творческой воли,
развитие фантазии,
оценивать свою точку зрения объективно,
учитывать разные точки зрения и находить компромиссное
решение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключения (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителями сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование представлений об основах художественного
творчества как одной из основных форм познания мира; формирование
основ художественной культуры обучающихся; развитие эстетического
видения окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса;
получение
непосредственного
опыта
художественного
самовыражения;
знакомство с языком визуальной культуры;
освоение графических средств выражения, форм графической
организации информации, коммуникативных возможностей цветовой
символики;
получение навыков проектного мышления, включающего в себя
навыки пространственного воображения;
получение
навыков
образного
мышления,
навыков
систематизации информации, перевода её в знаковую форму;
приобретение навыков поэтапного проектного моделирования
(изучение и анализ проектной ситуации); творческий поиск, выраженный в
эскизной работе; разработка деталей и фрагментов; увязывание всех
элементов в единую художественно-целостную композицию;
приобретение опыта работы с различными графическими
редакторами, в специфических формах художественной деятельности, в том
числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
компьютерная графика, мультипликация и анимация).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Введение
Введение.
Создание растровых графических изображений
Растровые графические изображения. Пиксель, цветовая
модель, чувствительность к масштабированию. Растровые
графические редакторы, форматы их файлов.
Букет в вазе. Изображение букета в вазе средствами
растровой графики в среде растрового графического редактора
Paint.
Редактирование рисунка. Вырезание объекта по контуру.
Установка прозрачного фона.
Слои. Слой. Наложение слоев. Конструирование коллажа «На
полянке».
Дом моей мечты. Создание графического изображения дома
средствами растровой графики в среде растрового графического
редактора.
Дом моей мечты. Редактирование рисунка.
Геометрический орнамент. История его появления, способы
его изображения, назначение. Создание орнамента по периметру
квадрата с произвольной стороной.
Геометрический орнамент. Редактирование орнамента.
Коллаж. Что такое коллаж, плакат, реклама. Выбор
изображений. Размещение объектов на листе.
Коллаж. Редактирование коллажа.
Ввод текста. Инструмент для ввода текстовой информации.
Способы редактирования и форматирования текста. Создание
текстовой надписи.
Поздравительная открытка. История появления открытки.
Способы создания изображения.
Поздравительная открытка. Редактирование изображения.
Вставка текстового фрагмента.
Защита творческой работы.
Мультимедийные презентации
Что такое Microsoft PowerPoint? Интерфейс программы.
Слайд. Копирование и удаление слайдов. Создание макета
презентации. Дизайн презентации. Выбор фона.
Колич
ество
часов
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Векторная графика. Добавление объектов. Форматирование
объектов.
Вставка текста, графики, звука. Реализация возможностей
меню «Вставка». Форматирование текста. Панель WordArt,
способы преобразования надписей.
Самопрезентация. Применение освоенных навыков при
создании самопрезентации.
Анимация объектов. Смена слайдов.
Управляющие кнопки. Гиперссылки.
Создание движущихся объектов. Способы организации
движения объектов. Эффекты появления, изменения размера,
исчезновения объекта, создание пути движения.
Создание слайда с анимированными объектами "Морское
дно", вставка растрового изображения как фона и векторных
изображений.
Создание слайда с анимированными объектами "Морское
дно", вставка растрового изображения как фона и векторных
изображений.
Создание слайда с анимированными объектами "Моя семья",
вставка растрового изображения как фона и векторных
изображений.
Создание слайда с анимированными объектами "Моя семья",
вставка растрового изображения как фона и векторных
изображений.
Создание слайда с анимированными объектами "Моя семья",
вставка растрового изображения как фона и векторных
изображений.
Создание слайд-фильма. Применение освоенных навыков
вставки графических объектов и их анимация при создании
слайд-фильма "На прогулке".
Создание слайд-фильма. Применение освоенных навыков
вставки графических объектов и их анимация при создании
слайд-фильма "На прогулке".
Создание слайд-фильма. Применение освоенных навыков
вставки графических объектов и их анимация при создании
слайд-фильма "На прогулке".
Творческая работа по созданию слайд-игры. Выбор темы,
подбор материала, создание вспомогательных графических
объектов. Создание макета презентации.
Творческая работало созданию слайд-игры. Редактирование
макета презентации. Вставка графических объектов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Творческая работа по созданию слайд-игры. Подбор и
вставка звуковых эффектов в презентацию. Редактирование
графических объектов.
1
34
Творческая работа по созданию слайд-игры. Анимирование
графических объектов. Организация непрерывной демонстрации
презентации до нажатия клавиши ESC. Отладка презентации.
1
Общее количество часов по программе
34