ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа
курса
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ»
направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу
информатики, а также на тренировку и отработку навыка решения заданий в
формате ОГЭ. Это позволит обучающимся сформировать положительное
отношение к ОГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного
повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ.
Курс рекомендован обучающимся 9-х классов средней школы,
сдающим ОГЭ по информатике.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: расширение содержания среднего образования по курсу
информатики для повышения качества результатов ОГЭ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач:
изучение структуры и содержания контрольных измерительных
материалов по информатике 2024 г.;
ознакомление учащихся с КИМами ОГЭ по информатике 2024 г.;
повторение методов решения заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике;
формирование умения эффективно распределять время на
выполнение заданий различных типов;
отработка навыка решения заданий ОГЭ повышенного и
высокого уровней.
МЕСТО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
В соответствии с учебным планом школы программа курса
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» рассчитана на 1 год. Курс
рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий и проводится в
течение одного учебного года по 1 часу в неделю.
Каждое занятие тематических блоков может быть построено по
следующему алгоритму:
1.
Повторение основных методов решения заданий по теме,
2.
3.
Совместное решение заданий ОГЭ,
Самостоятельная работа обучающихся по решению заданий.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа)
фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также
со сменным составом учеников,
внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии,
занятия по продвинутым и дополнительным программам),
вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы
выравнивания, репетиторство).
Формы итогового контроля:
тест;
творческая практическая работа;
проект.
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диагностика знаний. Структура ОГЭ (1 ч)
Проведение входной диагностической работы за курс 7-8 класса по
информатике.
Введение: цель и содержание курса, формы контроля.
ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений
выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по информатике.
Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и
содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.
Работа с бланками, кодификатором, спецификацией и КИМом,
справочным материалом. Типичные ошибки при заполнении бланков.
2.
Измерение информации (3 ч)
Единицы измерения информации. Компьютерные системы кодировки
символов. Основные формулы. Количественные параметры информационных
объектов.
3.
Представление информации (4 ч)
Метод дискретизации. Способы кодирования звука. Способы
кодирования графики. Способы кодирования текста. Способы кодирования
числовых данных.
Понятие системы счисления, основания системы. Алгоритм перевода
чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в
разных системах счисления.
4.
Основы алгебры логики (3 ч)
Определение логики как науки. Основные формы мышления. Базовые
логические операции.
5.
Моделирование и формализация (3 ч)
Формальное описание реальных объектов и процессов. Графическое
представление моделей. Табличные информационные модели. Анализ
информации, представленной в виде схем.
6.
Алгоритмизация и программирование (8 ч)
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блоксхемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции,
выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
1.
Язык программирования. Правила представления данных. Правила
записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и
вызова вспомогательных алгоритмов. Правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование - разработка
алгоритма - кодирование - отладка - тестирование. Решение задач по
разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
7.
Информационно-коммуникационные технологии (2 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи
информации. Пропускная способность канала. Интернет. Браузеры.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных
сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и
справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных,
Интернете.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита
собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые
представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет.
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
8.
Информационные технологии (7 ч)
Использование поисковых средств операционной системы. Типы файлов.
Понятие файловой системы. Основные компоненты компьютера и их
функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение
общего назначения.
Текстовый процессор. Создание, редактирование и форматирование
текста.
Редактор презентаций. Создание и оформление слайдов.
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчетов.
Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании)
данных.
9.
Подведение итогов (2 ч)
Решение вариантов ГИА-9 (ОГЭ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
данного курса, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основными метапредметными результатами, формируемыми при данного
курса, являются:
Владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение, и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным
методом приобретения знаний: умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и
т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы
в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей -таблицы, схемы, диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебный (тематический) план
Количество часов в год - 34.
Количество часов в неделю - 1.
№
Наименование разделов (общих тем)
Количество часов
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Диагностика знаний. Структура ОГЭ.
Измерение информации
Представление информации
Основы алгебры логики
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Информационно-коммуникационные технологии
Информационные технологии
Подведение итогов
Итого
1
3
4
3
3
8
2
7
3
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
2
3
4
5
6
Вводный урок. Диагностика знаний. Структура
ОГЭ. Знакомство с бланками ответов
1
Единицы измерения информации.
Компьютерные системы кодировки символов.
Основные формулы информатики
Количественные параметры информационных
объектов. Решение задач на измерение
информации
Количественные параметры информационных
объектов. Решение задач повышенного уровня
сложности на измерение информации.
Контрольная работа по теме «Измерение
информации»
1
Контрольн Практические
ые
работы
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
0,5
1
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
1
Библиотека ЦОК
1
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Кодирование и декодирование информации.
1
Решение задач на кодирование и декодирование
сообщений.
Компьютерные системы счисления. Правило
преобразования чисел из одной системы
счисления в другую. 2-я и 10-я системы
счисления.
Дата
изучения
1
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
0,5
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Компьютерные системы счисления. Правило
преобразования чисел из одной системы
счисления в другую. 8-я и 16-я системы
счисления.
Компьютерные системы счисления. Решение
задач. Контрольная работа по теме
Логические
основы
компьютера. Логические
«Представление
информации»
высказывания и логические операции
Значение логического выражения
1
1
20
Решение задач на нахождение значения
логического выражения. Контрольная работа по
Формальное
описание
реальных
объектов и
теме «Значение
логического
выражения»
процессов
Решение задач на графическое представление
моделей. Табличные информационные модели.
Анализ информации, представленной в виде
схем. Контрольная работа по теме
Простой
линейный
алгоритм для формального
«Моделирование
и формализация»
исполнителя. Решение задач на исполнителя с
Алгоритм,
записанный
накоманд
естественном языке,
фиксированным
набором
обрабатывающий цепочки символов или списки.
Условный
алгоритм.
Простые и составные
Решение задач
на построение
условия
последовательностей и цепочек
Программа с условным оператором. Решение
задач
Короткий алгоритм в различных средах
исполнения. Понятие циклического алгоритма.
Исполнитель.
алгоритм
Знакомство соЛинейный
средой программирования
21
Циклический алгоритм
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
22
23
24
25
26
27
28
Циклический алгоритм. Решение задач.
1
Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и
Информационно-коммуникационные
1
программирование»
технологии. Осуществление поиска информации
Запросы
для поисковых систем с использованием 1
в сети Интернет.
логических выражений. Контрольная работа по
теме «Информационно-коммуникационные
технологии»
Использование поисковых средств операционной 1
системы. Типы файлов. Понятие файловой
Использование
поиска операционной системы и 1
системы.
текстового редактора
Текстовый процессор. Создание, редактирование 1
и форматирование текста
Форматирование текста в текстовом процессоре 1
1
1
1
1
1
1
1
Редактор презентаций. Создание и оформление
слайдов. Стилевой оформление презентации.
Табличный процессор. Адресация ячеек
1
1
1
1
1
32
Встроенные функции в табличный процессор.
Построение диаграмм. Контрольная работа по
Итоговая
работа по курсутехнологии»
теме «Информационные
33
Итоговая работа по курсу
1
34
Итоговая работа по курсу
1
29
30
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
6
13
1
34
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf- oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотек ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/
Библиотек ЦОК
https://inf-oge.sdamgia.ru/