Приложение №6 к приказу от 30.08. 2023г. №233 «О внесении изменений в основные образовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024-2025 учебном году» УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 на 2024-2025 учебный год город Кушва 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В период приоритета гуманистических подходов к образованию особую актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития составлен на основе правовых документов: Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26). Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.). Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности". Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008). Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам". Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015г. №270-ПП «О внесении изменений в Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области». Устав МАОУ СОШ №10. АООП НОО для обучающихся с УО. Цель: создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Для реализации данной цели учебный план выполняет следующие функции: обеспечение прав обучающихся на полноценное образование; сохранение единого образовательного пространства; валеологическое сопровождение образовательного процесса; сохранение здоровья обучающихся; удовлетворение образовательных потребностей жителей микрорайона. Учебный план включает учебные дисциплины, содержание которых доступно для обучающихся с нарушением интеллекта; специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные занятия. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Учебный план включает две части: I - обязательная часть, включает: • шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; • - коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителемлогопедом или учителем-дефектологом; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: • коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; • внеурочные мероприятия. При организации образования на основе СИПР, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана, организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Процесс обучения по предметам организуется в форме занятия через индивидуальную работу с обучающимся на дому в соответствии с расписанием. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа). Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет образовательная организация. Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет. Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется, исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся в возрасте 7 лет (в в 1 классе, 1 дополнительном классе) и 34 недели для обучающихся остальных классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1класса и 1 дополнительного класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся 1 доп., I-IV классов Предметные области Классы Учебные предметы 1. Язык и речевая практика I. Обязательная Речь и альтернативная коммуникация Количество часов в неделю Всего I доп. I II III IV 3 3 3 2 2 13 2. Математика Математические представления Окружающий природный мир Человек 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 Домоводство - - - 1 1 2 1 1 1 1 1 5 4. Искусство Окружающий социальный мир Музыка и движение 2 2 2 2 2 10 3 3 3 3 3 15 5. Физическая культура Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура 2 2 2 2 2 10 6. Технологии Профильный труд - - - - - - Итого 17 17 17 17 17 85 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 4 4 6 6 6 30 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 1. Сенсорное развитие 2 2 2 2 2 10 2. Предметно-практические действия 1 1 1 1 1 5 3. Двигательное развитие 1 1 1 1 1 5 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность (по направлениям) 4 4 4 4 4 20 3. Окружающий мир Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX классов Предметные области Классы Учебные предметы 1. Язык и речевая практика 2. Математика Речь и альтернативная коммуникация 3.Окружающий мир коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Домоводство V 3 VI 3 VII VIII 3 3 IX 3 Всего 15 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 2 1 1 1 - 5 3 5 5 5 5 23 4. Искусство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Профильный труд 5. Физическая культура 6. Технологии Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность (по направлениям) 2 2 2 3 3 12 3 2 2 2 2 11 3 3 3 - - 9 3 2 2 2 2 11 23 6 29 10 4 1 1 1 1 6 2 24 6 30 10 4 1 1 1 1 6 2 24 6 30 10 4 1 1 1 1 6 4 24 6 30 10 4 1 1 1 1 6 5 24 6 30 10 4 1 1 1 1 6 13 85 30 149 50 20 5 5 5 5 30