Приложение №6
к приказу от 30.08. 2023г. №233
«О внесении изменений в основные
образовательные программы –
образовательные программы
начального общего, основного
общего, среднего общего
образования в 2024-2025 учебном
году»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми
и множественными нарушениями развития
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 10
на 2024-2025 учебный год
город Кушва
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
В период приоритета гуманистических подходов к образованию особую
актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и
профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития составлен на основе правовых документов:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и
условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и
направленности".
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема
граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования".
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом
Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
Порядок
организации
и
осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29
августа 2013 г. № 1008).
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным
программам".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015г. №270-ПП «О внесении
изменений в Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по
основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области».
Устав МАОУ СОШ №10.
АООП НОО для обучающихся с УО.
Цель: создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый
ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей,
склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
Для реализации данной цели учебный план выполняет следующие функции:
обеспечение прав обучающихся на полноценное образование;
сохранение единого образовательного пространства;
валеологическое сопровождение образовательного процесса;
сохранение здоровья обучающихся;
удовлетворение образовательных потребностей жителей микрорайона.
Учебный план включает учебные дисциплины, содержание которых доступно для
обучающихся с нарушением интеллекта; специфические коррекционные предметы, а также
индивидуальные занятия.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав
и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП),
содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют
особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий
объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным
планом АООП.
Учебный план включает две части:
I
- обязательная часть, включает:
•
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами;
•
- коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителемлогопедом или учителем-дефектологом;
II
- часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
•
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
•
внеурочные мероприятия.
При организации образования на основе СИПР, индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана, организация,
реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной
нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития
обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее
выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на
предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения
в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме занятия через индивидуальную
работу с обучающимся на дому в соответствии с расписанием. Продолжительность
индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин. В учебном плане устанавливается
количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей
обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа).
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор
дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией
самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная
деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на
расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет образовательная организация.
Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 13 лет.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется, исходя из региональных
условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том
числе включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой
деятельности.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся в возрасте 7 лет (в
в 1 классе, 1 дополнительном классе) и 34 недели для обучающихся остальных классов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1класса и 1 дополнительного класса
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Недельный учебный план
АООП УО (вариант 2) обучающихся 1 доп., I-IV классов
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
1. Язык и речевая практика
I. Обязательная
Речь и альтернативная
коммуникация
Количество часов в неделю
Всего
I
доп.
I
II
III
IV
3
3
3
2
2
13
2. Математика
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
Домоводство
-
-
-
1
1
2
1
1
1
1
1
5
4. Искусство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
3
3
3
3
3
15
5. Физическая
культура
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
2
2
2
2
2
10
6. Технологии
Профильный труд
-
-
-
-
-
-
Итого
17
17
17
17
17
85
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
4
4
6
6
6
30
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
21
21
23
23
23
111
1. Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
10
2. Предметно-практические действия
1
1
1
1
1
5
3. Двигательное развитие
1
1
1
1
1
5
4. Альтернативная коммуникация
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность (по направлениям)
4
4
4
4
4
20
3. Окружающий мир
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2)
обучающихся V-IX классов
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
1. Язык и
речевая
практика
2. Математика
Речь и альтернативная
коммуникация
3.Окружающий
мир
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
V
3
VI
3
VII VIII
3
3
IX
3
Всего
15
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
1
1
1
-
5
3
5
5
5
5
23
4. Искусство
Окружающий
социальный мир
Музыка и
движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Профильный труд
5. Физическая
культура
6. Технологии
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных
отношений
Максимально
допустимая
недельная нагрузка
(при 5-дневной
учебной
неделе)
Внеурочная
деятельность,
в том
числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность (по
направлениям)
2
2
2
3
3
12
3
2
2
2
2
11
3
3
3
-
-
9
3
2
2
2
2
11
23
6
29
10
4
1
1
1
1
6
2
24
6
30
10
4
1
1
1
1
6
2
24
6
30
10
4
1
1
1
1
6
4
24
6
30
10
4
1
1
1
1
6
5
24
6
30
10
4
1
1
1
1
6
13
85
30
149
50
20
5
5
5
5
30