1 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущий первоклассник» представляет собой систему предшкольной подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий основные направления деятельности, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, необходимые для успешного интеллектуального и социального развития детей, адаптации к школьной жизни. Направленность программы: социально-педагогическая. Уровневость – ознакомительный. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. От учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требованиям. Дополнительная общеобразовательная программа «Будущий первоклассник» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.). Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р). Приказом министерства образования и науки №1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 г. № 30468). Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14). Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Актуальность программы. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью 3 достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение. Новизна: -в организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей; -в применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической принадлежности т.д. -в создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что с приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в: - наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; - заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; - наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям. Отличительной особенностью программы является то, что «внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи: - всестороннее воспитание ребенка; - специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе. В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании. Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и 4 решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Адресат. Программа рассчитана на детей 5,7 – 7 лет. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения (90 ч.). Формы занятий. Форма организации образовательного процесса – групповое занятие, группы формируются из детей 5 лет 7 месяцев -7-летнего возраста Форма организации занятий: игровая, двигательная. Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут, график занятий: суббота с 10-15 до 12-15. Начало занятий – 01 октября 2020 года, окончание занятий – 30 мая 2021 года. Наполняемость групп от 15 до 17 человек. Формы подведения результатов. Индивидуальное собеседование с каждым обучающимся на заключительных занятиях до 30 мая. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цели программы: - всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе; -формирование у ребѐнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой. Задачи программы: Образовательные: - систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), пополнение их; - обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики, элементарных логических операций, формирование элементарных количественных представлений, структурирование представлений об окружающем мире. Воспитательные: -воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям. - развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству; - формирование четких представлений о школе и формах школьного поведения; - формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности; Развивающие: - развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе. - развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность; -развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей; - развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций. 5 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план Содержание программы предусматривает комплекс следующие направления деятельности: № п/п I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. Наименование раздела занятий, Количество часов Всего Теория Практ ика «От слова к букве» 30 15 15 Развитие связной речи. Рассказ по 1 0,5 0,5 картинке. Раскрашивание пространства около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов. Речь. В мире безмолвия и неведомых 1 0,5 0,5 звуков. Для чего мы говорим. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Описание картинки. Слово. 1 0,5 0,5 Предложение. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто 1 0,5 0,5 больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Обобщение, его формы (словесные и 1 0,5 0,5 несловесные). Игра «Догадайся, что показал». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Гласные буквы и звуки. Нахождение их 1 0,5 0,5 в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Контур предмета и раскрашивание его внутри. Гласные буквы и звуки. Предметы 1 0,5 0,5 окружающего мира. Твоя любимая игрушка. Контур предмета. Линии, образующие внутренний контур предметов. Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини 1 0,5 0,5 сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах. Согласные звуки и буквы. 1 0,5 0,5 Противоположные по значению слова. включающих Формы аттестации/ контроля Беседа Практическая работа Игра Наблюдение Игра 6 1.10. 1.11. 1.12. 1.13. 1.14. 1.15. 1.16. 1.17. 1.18. 1.19. 1.20. 1.21. 1.22. 1.23. 1.24. 1.25. 1.26. Игра «День-ночь». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Дорога к письменности. Древние письмена. Буква О (большая и маленькая). Работа в рабочей строке В стране говорящих скал. Игра «Составь слово». Буква У (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Игра «Разложи по порядку» Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко». Работа в рабочей строке. Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Игра «Раздели слово на части». Буква Л (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Буква М (большая и маленькая). Работа в рабочей строке. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Звонкие и глухие согласные. Буквы Б-П. Составление и написание слогов. Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Буквы Б-П. Составление и написание слогов. Звуки и буквы. Игра «Составь слово». Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. В стране зеркал. Буква и еѐ отражение. Буквы Д-Т. Составление и написание слогов. Игра «Электронная муха». Буквы Г-К. Составление и написание слогов. Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Буквы Г-К. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Игра 1 0,5 0,5 Практическая работа 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Игра 7 1.27. 1.28. 1.29. 1.30. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2.15. 2.16. 2.17. 2.18. 2.19. Составление и написание слогов. Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Буквы В-Ф. Составление и написание слогов. Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Буквы З-С. Составление и написание слогов. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко». Составление и написание слогов. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Праздник звуков. Буквы ж-ш. Составление и написание слогов. «Введение в математику» Различение предметов по цвету, форме, расположению. Уточнение пространственных представлений (снизу- сверху, между, слева, справа) Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. Ориентация на плоскости: слева, справа. Длина. Длиннее – короче. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Закрепление пройденного материала. Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. Прямоугольник, квадрат. Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. Закрепление пройденного материала. Число и цифра 1. Понятия «один – много». Число и цифра 2. Понятие «пара». Число и цифра 3. Понятия: «больше», «меньше», «равно» Число и цифра 4. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Число и цифра 0. Объединение предметов в множества по определѐнным свойствам. Число и цифра 5. Упорядочивание предметов по признакам. Состав чисел. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Викторина. 1 0,5 0,5 Праздник. 30 1 15 0,5 15 0,5 Беседа 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Практическая работа 1 0,5 0,5 Практическая работа 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Игра Проверочная работа Практическая работа Практическая работа Тест Практическая работа Игра 8 2.20. 2.21. 2.22. 2.23. 2.24. 2.25. 2.26. 2.27. 2.28. 2.29. 2.30. III 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. 3.13. Игра «Где, чей дом?» Понятие «равенство». Знак «=». Упражнение в дополнении числа до любого заданного Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +. Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -. Закрепление пройденного материала. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон» Число и цифра 6. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка» Число и цифра 7. Работа при помощи линейки, умение чертить отрезки. Число и цифра 8. Части суток, последовательность дней в неделе. Число и цифра 9. Последовательность месяцев в году Число 10. Особенности записи числа 10. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление пройденного материала. Конструирование с помощью геометрических фигур. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка». «Ознакомление с окружающим миром» Звездное небо. Солнце и Луна. Радуга. Народные приметы. Как узнать растения? Травы. Кустарники. Деревья. Декоративные растения. Мхи и папоротники. Съедобные и ядовитые растения. Грибы. Как узнать животных? Домашние животные. В мире насекомых. В мире рыб. В мире птиц. В мире зверей. Отношение людей к животным. Времена года. Осень. Времена года. Зима. Весна. Цветущие весной. Птицы весной. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Проверочная работа 1 0,5 0,5 Игра 15 7,5 7,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Игра Практическая работа Беседа Наблюдение Викторина Наблюдение Выставка рисунков Тест 9 3.14. Лето. Отношение человека к природе. 1 0,5 0,5 3.15. IV. 4.1. Времена года. Осень. «Чудеса творчества» Лепка овощей, фруктов круглой овальной формы Лепка животных: зайца, лисы 1 15 1 0,5 7,5 0,5 0,5 7,5 0,5 1 0,5 0,5 Сюжетно - тематическая аппликация (колобок). Объемная аппликация (цветочек). Нарезная мозаика: «Весѐлый зайка». Русские народные сказки о животных Аппликация из геометрических фигур: «слоненок», «собачка», «кораблик». Игры Аппликация из геометрических фигур: «слоненок», «собачка», «кораблик». Переплетение полосок, закладки. 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Беседа 1 0,5 0,5 Игра 1 0,5 0,5 Выставка работ 1 0,5 0,5 Практическая работа Работа с шаблонами и трафаретами. Секрет матрешки. Конструирование узоров и орнаментов. Звуки музыки Конструирование узоров и орнаментов. Звуки музыки. Складывание из бумаги (лягушка) 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Акварельные краски. Смешивание. Гуашь. Хохломские узоры. Песни о России. Волшебные мелки. Природа родного края. 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.10. 4.11. 4.12. 4.13. 4.14. 4.15 и Практическая работа Выставка работ Практическая работа Практическая работа Выставка работ Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. «От слова к букве». 30 час. Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; 10 знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации. Раздел 2. «Введение в математику». 30 час. Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: - внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; - воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; - памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; - мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. Раздел 3. «Ознакомление с окружающим миром». 15 час. "Наши друзья животные", "Зелѐное чудо - растения", "Звѐзды, Солнце и Луна", "Круглый год". Как и предусмотрено программой, основными видами деятельности детей на занятиях являются непосредственные наблюдения явлений природы, манипулирование с предметами, простейшие эксперименты. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Раздела 4. «Чудеса творчества». 15 час. Содержание данного раздела отражено в следующих видах художественнотворческой деятельности детей 5,7-7 лет: - «Мы танцуем, поем, играем и слушаем музыку своего народа»; - «Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной земли»; - «В мире родной природы»; - «Детские праздники и народный календарь»; - «В мире народной сказки. Театрализованные действа» 11 1.4. Планируемые результаты «От слова к букве» Ребенок научится и получит возможность научиться: -ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; -знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); -знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; -осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко-тихо, быстро, медленно, весело-грустно и т. д.; -артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; -оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; -обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; -использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; -следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; -сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; -соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; -отчетливо и ясно произносить слова; - выделять из слов звуки; -находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; -составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -соблюдать элементарные гигиенические правила; -ориентироваться на странице тетради. Дошкольники должны знать: Отличие буквы от звука. Конфигурацию печатных букв. Дошкольники должны уметь: Ориентироваться на странице тетради Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д. Печатать буквы «Введение в математику» - знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). Дошкольники должны знать: - состав чисел первого десятка; 12 - как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1); - цифры 0-9, знаки +, -, =; - название текущего месяца, последовательность дней недели; Дошкольники должны уметь: - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; - соотносить цифру с числом предметов; - пользоваться арифметическими знаками действий; -составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера; - делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; - ориентироваться на листке клетчатой бумаги. - проводить наблюдения; - сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; - делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность; - уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы. «Ознакомление с окружающим миром» обучающиеся должны иметь представление: - о живой и неживой природе; - о правилах школьной жизни; - о своей большой и малой Родине. - о сезонных изменениях природы; - о разнообразии профессий; - о предметах одушевлѐнных и неодушевленных. Знать: - название нашей страны, ее столицы, родного города; - правила поведения в школе; - правила вежливого общения; - признаки времен года; - месяцы года, дни недели, время суток; - животных и их детѐнышей; - фрукты и овощи. Уметь: - выполнять правила поведения в школе; - различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры; - различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры; - приводить примеры представителей животного мира; - использовать в общении правилами вежливости. «Чудеса творчества» Научатся различать и определять: названия главных цветов; элементарные правила смешения цветов; значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами; вертикальное, горизонтальное, диагональное направление; Научатся: 1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш; 2. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях; 3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета; 4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно закрывать нужную поверхность; 13 5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; 6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; 7. Пользоваться простейшими приемами лепки; 8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - кабинет начальных классов; - компьютер, принтер, мультимедийный проектор; - дидактические материалы, наглядные пособия; Материалы: -Альбомы -Цветные карандаши -Тетради ученические - Бумага цветная, картон. Кадровое обеспечение: учителя начальных классов. 2.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Текущий контроль (аттестация) осуществляется на каждом занятии. Формы аттестации: Беседа, проверка рабочей тетради, анализ результатов выполнения практической работы. В рамках текущего контроля предполагается также взаимо- и само контроль, рефлексия учащимися собственной деятельности и достигнутых образовательных результатов. Промежуточная аттестация: промежуточный контроль образовательных результатов. Оценочные материалы Для определения результативности освоения программы используется устный контроль – фронтальная беседа, педагогическое наблюдение и анализ деятельности учащихся, при выполнении практических работ. 3. Список литературы 1. Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва - 2009 2. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: - М.: Просвещение, 2013. 3. Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Готовимся к письму»: - ООО «Издательство ГНОМ», 2013. 4. Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2013 5. Гаврина С.Е. Рабочие тетради «Учимся считать»: - ООО «Издательство ГНОМ», 2013. 6. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г. 7. https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/shkola_deda_vseveda 8. http://www.razvitierebenka.com 14 15