2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Патриотизм, уровень его зрелости у члена общества и у общества в целом являются главным критерием и показателем степени его развития, а также уважения себя как гражданина этого общества. Содержанием понятия «патриотизм» является преданность своему Отечеству, гордость славными страницами его прошлого, стремление к совершенствованию настоящего, забота и сохранение Родины для будущих поколений. Истинным патриотом может стать только тот гражданин своего государства, у которого сформированы чувства любви к своей Родине, уважение старших и почитание традиций и святынь, накопленных поколениями. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально – педагогическая. Программа «Военно-патриотический клуб «Соколы России» разработана на основании следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН); Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а именно Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г.Кушвы. Актуальность. Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качественного гражданина. Содержание программы «Военно-патриотический клуб «Соколы России» ориентировано не только на формирование и развитие специальных умений и навыков в области военной подготовки, но и на формирование универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся более успешно адаптироваться в социуме, достичь определенного личностного роста и социальных результатов в повседневной жизни. Новизна образовательной программы состоит в разработке содержания учебных дисциплин (модулей), обеспечивающих целостность процесса физического, интеллектуального и духовного развития личности обучающегося. Реализация некоторых 4 направлений программы осуществляется посредством сетевого взаимодействия с организациями города. Педагогическая целесообразность данная образовательная программа является одной из моделей патриотического воспитания подростков; комплексный подход к организации занятий с детьми и подростками обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья, положительную социализацию, профилактику асоциального поведения; педагогический эффект заключается в обеспечении прочности знаний, умений и навыков обучающихся, сформированности компетенций в области безопасного поведения, самозащиты, у подростков - психологическая готовность к службе в вооруженных силах РФ. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, ориентирование и топография, стрелковая подготовка, история Вооруженных сил России, медицинская подготовка, огневая подготовка, специальная подготовка, военные полевые сборы), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в военно-патриотических клубах. Данная программа представляет собой упрощенную систему военнопатриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность выпускников к служению Отечеству, к выбору профессии военнослужащего. Эта программа сориентирована не на «натаскивание» по военно-прикладным дисциплинам, а на воспитание личности и гражданина России. Достижение данной цели возможно через регулярно проводимые занятия, создание мотивации и расширение кругозора подрастающего поколения. Основной упор в планировании и организации занятий приходится на свободное время подростков и в первую очередь на каникулярное время с целью скоординированного, тематического занятия свободного времени подростков. Развитие высоких морально-волевых качеств, чувства патриотизма и любви к государству без привития любви к своей малой Родине невозможно. В связи с этим большой упор сделан на туристско – краеведческую работу. В современных условиях необходима единая оценка воспитания молодежи как граждан, готовых к защите интересов своей Родины по всевозможным направлениям, стремящихся к покорению новых высот. Только воспитав гражданина как личность, патриота России с, присущим обществу, истинными человеческими ценностями, взглядами, интересами и установками можно рассчитывать на решение более конкретных задач по подготовке молодежи к защите своего Отечества. 1.2. Цель и задачи программы. Целью программы является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Основными задачами программы являются: Образовательные: 5 формировать первичные знания и навыки военного дела, необходимые для прохождения военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения. развивать у воспитанников наблюдательность, память, внимание, исполнительность, дисциплинированность, сноровку и самостоятельность принятия решений, волевые и морально психологические качества; создать условия для социализации воспитанников и подготовки их к службе в рядах вооруженных сил РФ средствами патриотического воспитания в системе дополнительного образования. Развивающие: комплексная (социально-психолого-педагогическая) поддержка проблемных в общении и поведении детей и подростков, формирование у них позитивной социализации, предупреждение детской преступности; организовать совместную, продуктивную творческую деятельность и общение воспитанников с педагогами дополнительного образования в рамках занятий по различным дисциплинам, в соответствии с учебным планом, направленную на самоактуализацию, самопознание, самоопределение, саморазвитие воспитанников. коррекция межличностных отношений, направленная на необходимость защиты слабых и недопустимость насилия и террора; профилактика здорового и активного образа жизни детей и подростков, укрепление их физического, психического и социального здоровья. Воспитательные: воспитывать у детей и подростков чувства патриотизма, формировать появление заинтересованности (мотивации) в прохождении воинской службы, обучение навыкам военной подготовки; формировать опыт гражданского поведения, проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения и овладения воспитанниками ситуациями реальной ответственности, самостоятельности; научить воспитанников строить отношения со сверстниками, взрослыми и решать совместные проблемы, организовывать свой досуг, учить свободе выбора поступков, способам саморегулировании поведения во всех сферах жизнедеятельности и принятию решений. включить воспитанников в гражданские социально значимые дела области, города, предоставив им возможность для проявления гражданских чувств и сознания воспитанников на основании исторических ценностей и роли России в мировой истории, приобщение воспитанников к культурным отечественным ценностям. формировать черты толерантной личности воспитанников, ценностное отношения к себе, сверстникам и взрослым людям. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся 5-11 классов (11-17 лет) из которых формируются группы: 1) 1 год обучения 2) 2 год обучения 3) 3 год обучения Адресат. Возраст детей 11-17 лет: − Младшая группа (11-12 лет), − Средняя (13-14 лет), − Старшая (15-17 лет). Программа составлена на 3 года обучения, для детей 11 – 17 лет. 6 Набор детей осуществляется в начале учебного года. Принимаются все желающие. Форма занятий. Занятия проводятся в виде теоретических и практических уроков. Оптимальной формой организации работы являются систематические учебнотренировочные занятия, которые проводятся по расписанию в соответствии с утвержденной образовательной программой. В течение учебного года занятия проводятся в учебных кабинетах, занятия дополняются циклом культурно – массовых мероприятий, включающих экскурсии в музеи, на выставки, по местам боевой славы. Виды занятий. - теоретические и практические занятия, - тематические игры, - проектная деятельность; - практикумы по военно-прикладным видам спорта; - творческая работа; - конкурсы и викторины, - круглые столы, - уроки мужества, - встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, - экскурсии в городские музеи, - различные игры, знакомящие подростков с жизнью и деятельностью войск. В течение учебного года занятия проводятся в учебных кабинетах, занятия дополняются циклом культурно – массовых мероприятий, включающих экскурсии в музеи, на выставки, по местам боевой славы. Формы подведения результатов: Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий, в форме теоретического диалога и самостоятельных работ. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований, олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, участия в тематических военно-патриотических сборах, защите проектов. Режим занятий. Программа реализуется посредством системы занятий и мероприятий в течение года в объеме 4 часа в неделю (140 часа) и включает: - Еженедельные занятия в учебном учреждении - Практические полевые занятия выходного дня - Итоговые полевые занятия в летний период Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 мин) с перерывом между занятиями - 10 мин. Объем общеразвивающей программы: Год обучения 1 2 3 Кол-во часов в неделю 4 4 4 Количество недель в году 36 36 36 Срок освоения общеразвивающей программы: Общий срок освоения программы: 3 года. Общие число часов общеобразовательной программы: 432 часа. Всего часов в год 144 144 144 7 Уровневость общеразвивающей программы: базовый. Предполагается, что изучение данной программы позволит обучающимся: 1) изучить историю родного края и своей родины. 2) развить высокие индивидуальные морально-волевые качества. 3) сформировать чувство любви к родно земле 4) научить культурным и безопасным правилам пребывания в природе 5) обучить навыкам автономного существования в природе. 6) обучить начальным навыкам военной подготовки и заложить основы в военнотактических знаниях. 7) провести морально-психологическую подготовку к службе в вооруженных силах и гражданской жизни. 8) обеспечит постоянную занятость подростков в каникулярное время. Технологии, используемые при реализации программы: − Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей. Огромное значение в работе детских объединений имеет обучение здоровому образу жизни, активной жизни, активной жизненной позиции, приема саморегуляции и закаливания, психорегулирующей тренировке и двигательным навыкам на основе учета индивидуальных законов развития. − Технологии личностно-ориентированного обучения − В центре внимания – личность подростка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. − Технология развивающего обучения является дополнением личностноориентированного обучения. Его цель – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. − Технология сотрудничества – это технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности. − Игровые технологии − В основу положена игра как вид деятельности. Эта технология используется для обеспечения наибольшей активности обучающихся и достижения высокого уровня освоения содержания программы. Таким образом, данная программа позволяет: − изучить историю родного края и своей родины. − развить высокие индивидуальные морально-волевые качества. − сформировать чувство любви к родно земле − научить культурным и безопасным правилам пребывания в природе − обучить навыкам автономного существования в природе. − обучить начальным навыкам военной подготовки и заложить основы в военнотактических знаниях. − провести морально-психологическую подготовку к службе в вооруженных силах и гражданской жизни. − обеспечит постоянную занятость подростков в каникулярное время. 8 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения Цель: Формировать у детей и молодѐжи потребности обращаться к урокам прошлого, использовать опыт старших поколений; развить у юношей и девушек способности к преодолению вызовов истории и современности, формировать у них глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей малой родиной и Отечеством. Задачи: -создание системы воспитания в социальном пространстве дополнительного образования, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, ответственности перед обществом за судьбу Отечества; - учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого обучающегося, позволяющий создавать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям и военной службы; - создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала; - получение навыков ориентирования на местности различными способами, работы с топографическими картами; - изучение порядка и правил оказания первой медицинской помощи, получение практических навыков в оказании первой медицинской помощи себе и окружающим; - изучение общих обязанностей военнослужащих, обязанностей должностных лиц суточного наряда и караула, порядка выполнения приказа, требований воинской дисциплины, правил воинской вежливости и воинского приветствия. № Название раздела/темы 1. 1.1 История создания клуба 2. 2.1 Основные вопросы туризма 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 История создания группы, ее лидеры и достижения Организация туристического путешествия Основные правила туризма Минимальные туристические навыки и умения Сбор личных вещей. Сбор и эксплуатация группового снаряжения, укладка рюкзака. Виды палаток и техника их установок. Типы костров и их применение Историко-краеведческие вопросы Основные этапы становления Российской государственности. Отдельные страницы воинской славы Великие полководцы России Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 2 2 2 - 18 2 6 1 12 1 2 2 1 1 1 1 2 4 1 2 3 2 4 1 1 1 3 14 2 12 2 2 - Тест 4 2 3 2 1 - Викторина Квест-игра Беседа Тест Соревнование Практическое занятие 9 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 Исторические этапы формирования г.Кушва Исторические этапы формирования Екатеринбургской губернии Культовая архитектура Медицинская подготовка Состав медицинской аптечки Значение ПМП Потертости и мозоли как проблема пешего похода Травматизм в природных условиях Основы строевой подготовки 2 2 - 2 1 1 2 15 2 2 2 6 2 1 9 1 4 2 2 7 45 7 1 2 1 6 38 6 Тест 17 - 17 Практическое занятие Практическое занятие 5.2 Общие положения строевой подготовки Основы строевой подготовки 5.3 Повороты на месте 15 - 15 5.4 5.5 6. 6.1 6.2 Расчеты в строю Внешний вид курсанта 3 2 40 4 6 1 2 1 - 3 1 38 3 6 6 - 6 Физическая подготовка 6.3 Силовая подготовка Упражнения, отягощенные собственной массой тела Упражнения с набивными мячами 6.4 6.5 Спортивные и подвижные игры Кроссовая подготовка 2 22 1 2 21 7. Реализация проектов, участие в турслетах и соревнованиях. Однодневные и многодневные пешие походы Техника и тактика летнего и зимнего туризма Итого 10 - 10 5 - 5 5 - 5 144 30 114 7.1 7.2 8. Практическое занятие Выполнение нормативов Выполнение нормативов Соревнование Выполнение нормативов Учебный (тематический) план 2 год обучения Цель: Создать условия для патриотического воспитания и формирования активной гражданской позиции в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка к защите Отечества. Задачи: - создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала; -формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации. 10 - изучение военной истории России и вклада Урала в укрепление обороны российского государства, истории Вооруженных Сил России; - получение навыков ориентирования на местности различными способами, работы с топографическими картами; - развитие навыков в строевой, тактической и физической подготовке, повысить мотивацию к обучению путем практического применения знаний, полученных в различных образовательных областях; - развитие интереса к служению российскому государству, к социально значимой деятельности; -развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения; - формирование потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе; - привитие самостоятельности, сознательной дисциплинированности и культуры поведения, чувства ответственности за свои поступки; - воспитание способностей к самоорганизации с целью решения поставленных задач; - воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении поставленной цели. № Название раздела/темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1. Основные вопросы туризма и выживания 1.1 Страховочные системы 1.2 Элементы туристической полосы препятствий. 1.3 Виды карт и работа с ними 1.4 Веревки и их эксплуатация 1.5 Виды узлов и их применение 1.6 Работа с картой 2. Историко-краеведческие вопросы 2.1 Состояние Красной Армии на начало ВОВ. 2.2 Основные этапы и битвы ВОВ. 2.3 Вклад Урала в укрепление обороны российского государства, истории Вооруженных Сил России 2.4 Исторические этапы формирования г.Кушва 3. Военная подготовка 3.1 Основы строевой подготовки 3.2 Перестроения 20 6 14 2 3 1 1 1 2 2 2 4 7 14 2 1 1 1 1 11 2 1 1 3 6 3 - 4 6 3 5 1 1 Тест Квест-игра 2 1 1 Викторина 45 2 4 10 1 - 35 1 4 Выполнение строевых приемов в составе подразделенья Выполнение воинского приветствия Строевые приемы в движении Изготовка к стрельбе Правила прицеливания 4 1 3 2 7 2 2 1 1 2 6 2 1 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Беседа Тест Практическое занятие Практическое занятие 11 3.8 3.9 Корректировка огня Огневая подготовка Средства индивидуальной защиты Приборы радиационной и химической разведки 3.12 Приборы химической и радиационной разведки 4. Физическая подготовка 4.1 ОФП. Кроссовая подготовка. 4.2 Силовая подготовка 3.10 3.11 5. Реализация проектов, участие в турслетах и соревнованиях. 6.1 Однодневные и многодневные пешие походы 6.2 Техника и тактика летнего и зимнего туризма 6. Итого 4 10 1 2 3 8 4 2 1 1 3 1 2 1 1 35 18 17 2 1 1 33 17 16 30 7 23 15 2 13 15 2 13 144 30 114 Выполнение нормативов Соревнование Тест Соревнование Выполнение нормативов Учебный (тематический) план 3 год обучения Цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Задачи: формирование первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для прохождения военной службы по призыву, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения. развитие у воспитанников наблюдательности, памяти, внимания, исполнительности, дисциплинированности, сноровки и самостоятельности принятия решений, волевых и морально психологических качеств; создание условий для социализации воспитанников и подготовки их к службе в рядах вооруженных сил РФ средствами патриотического воспитания в системе дополнительного образования. организация совместной, продуктивной творческой деятельности и общения воспитанников с педагогами дополнительного образования в рамках занятий по различным дисциплинам, в соответствии с учебным планом, направленную на самоактуализацию, самопознание, самоопределение, саморазвитие воспитанников. коррекция межличностных отношений, направленная на необходимость защиты слабых и недопустимость насилия и террора; профилактика здорового и активного образа жизни детей и подростков, укрепление их физического, психического и социального здоровья. воспитание у детей и подростков чувств патриотизма, формирование появления заинтересованности (мотивации) в прохождении воинской службы, обучение навыкам военной подготовки. 12 № Название раздела/темы 1. Основные вопросы туризма и выживания 1.1 Правила туристического многоборья. 1.2 Правила судейства. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 18 7 11 2 2 1 1 1 1 4 1 3 3 1 2 Опрос 1.5 Элементы туристической полосы препятствий. Ориентирование в пространстве и во времени. Сигнальная азбука. Подача сигналов. Беседа Участие в судействе Соревнования 3 1 2 1.6 Пищевые отравления. 2 1 1 Практическое занятие Практическое занятие 1.7 2. 2.1 2.2 Тепловой и солнечный удар. 2 1 1 Историко-краеведческие работы Историко-нравственная подготовка. История вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил Боевые традиции Вооруженных Сил России Час исторической памяти «Дни воинской Славы» 32 25 7 6 7 5 6 1 1 7 6 6 5 1 1 6 3 3 48 8 40 1.3 1.4 2.3 2.4 2.5 3. Военная подготовка Конкурс рисунков Мероприятия, викторина Тест Викторина Самостоятельная работа, мероприятие 3.1 3.2 Основы строевой подготовки Перестроения 3 3 1 - 2 3 3.3 Выполнение строевых приемов в составе подразделенья Выполнение воинского приветствия Строевые приемы в движении Изготовка к стрельбе Правила прицеливания Корректировка огня Огневая подготовка 3 - 3 2 4 2 2 2 5 1 1 2 3 2 2 2 4 Средства индивидуальной защиты Приборы радиационной и химической разведки Приборы химической и радиационной разведки Рукопашный бой 4 2 1 1 3 1 2 1 1 Тест 14 2 12 Выполнение нормативов 26 1 25 17 9 1 - 16 9 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 4. Физическая подготовка 4.1 4.2 ОФП. Кроссовая подготовка. Силовая подготовка Практическое занятие Практическое занятие Выполнение нормативов Соревнование Соревнование Выполнение 13 нормативов 5.1 5.2 5. Реализация проектов, участие в соревнованиях. 20 4 16 Турпоход «Экстремальная тайга» 10 2 8 10 2 8 144 51 93 Итоговый лагерь «Есть такая профессия – Родину защищать» 6. Итого Прохождение полосы препятствий Выполнение нормативов 1.3. Содержание учебного (тематического) плана I. История создания группы Теория: История создания группы, ее лидеры и достижения. Распределение обязанностей в группе. План подготовки к путешествию. Нормы переходов. II. Основы вопросы туризма и выживания. Теория: Рассмотрение вопросов личной и групповой безопасности, взаимопомощи, взаимоуважения. Правила подбора одежды и обуви, распределение переносимого имущества и выполнение личных обязанностей в группе. Личная экипировка участников походов в зависимости от сезонов года. Особенности экстремальных ситуаций в природе, психологическое противостояние одиночеству. Способы добычи животной пищи в природе, питание растениями, съедобные и ядовитые растения. Особенности экстремальных ситуаций в природе, психологическое противостояние одиночеству, безвыходность ситуации. Техника валки леса, заготовка сухих дров в любых условиях, опознание сухостоя в зимнее и весеннее время. Энергоемкость разного вида древесины и удобство использования на природе Обязательное и желаемое имущество. Перечень группового имущества (Проживание, приготовление пищи, переправы, движение) и его эксплуатация и обслуживание. Расположение вещей в рюкзаке в зависимости от веса, сохранение в сухом состояние и постоянной потребности. Практика: Выбор места под палатку. Техника установки, ремонт и техническое обслуживание – каркасных, шатровых, домиков. Методика устройства временных жилищ в летний сезон, основные технические требования и используемые подручные средства. Виды временных жилищ и укрытий зимой, необходимые подручные средства Основные и дополнительные виды костров: колодец, камин, охотник, решетка, нодья, ленивый, звездный, дакота, шалаш, крот, полинезийский, рест, таежный, крыша, заборчик. Выбор места для кострового бивака. Устройство костровища. Разжигание костра. Поддержание костра. Виды страховочных систем, их использование и работа с карабинами. Способы прохождения параллельных веревок, бабочки, навесной переправы. Наведение переправы (навесной и бревна). Подготовка к практической части. Правила прохождения: паутины, ромба, качающегося рукохода. Правила прохождения: узкий лаз, бурелом, переправа по бревну и наклонному бревну, паутины, качающегося рукохода. Наведение навесной переправы. Организация навесной переправы, наклонной переправы, страховка пострадавшего. Спортивный туризм с элементами поисково-спасательных работ. Поиск воды, способы ее добычи и сохранение. Техника очистки воды. Способы добывания огня с помощью: линз, камня, трения и марганца. Разнообразие веревок по техническим данным, выдерживаемые нагрузки и возможные их применения в соответствии с техническими характеристиками. 14 Применение узлов и способы их завязывания: прямой, восьмерка, схватывающий, стремя, встречный, грейпвайн, академический. Узлы для связывания веревок, привязочные узлы и специальные узлы. Устройство компаса и пользование им. Топографические и географические карты. Общие сведения, основные точки и линии, горизонтальное положение, план и карта, Основные определения и понятия, рельеф местности и основные разновидности местности. Масштаб карты, численный и линейный масштаб, перевод линейных масштабов из одних мер в другие, условные знаки. Условные знаки, используемые на них. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов. Измерение расстояний с помощью резервной линейки и циркуля. Измерение азимутов с помощью транспортира компаса и линейки. Чтение карт и выстраивание маршрута движения по словесному описанию. Измерение углов, определение расстояний, определение высоты местных предметов и определение ширины реки. Способы определения своего местонахождения по карте и по компасу. Определение времени суток по природным признакам. Правила выдерживания движения по маршруту с помощью шагов, глазомера. Психологическая уравновешенность. Виды водных плавательных средств, их преимущества и недостатки. Составные части байдарок, их назначение и правили из эксплуатации. Изучение знаков временной маркировки на местности и знаков спасения «землявоздух». Изучение флажкового семафора и азбуки Морзе. Изучение правил туристического многоборья по В. В. Теплоухову. III. Историко-краеведческие вопросы Теория: Исторические корни формирования Российской государственности, вражда Князей и объединение Руси. Краткий обзор основных воин России в дореволюционное время: Ледовое побоище, Куликовская битва, Крымские войны. Подвиги и достижения Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Российская армия на разных этапах исторического развития России. Великая отечественная война 1941-1945 гг. Партизанское движение. Тыл, оккупация, сопротивление СССР в годы ВОВ. Современная Российская армия. Дни воинской славы России. Боевые традиции Русской Армии. Страницы начальной истории города Кушвы в XVII веке. История становления Екатеринбургской губернии. Кушва в XVII веке, в период разложения крепостничества (1800-1861), в условиях капитализма (60-е гг. XIX – нач. XX века). Екатеринбургская и Кушвинская церкви, размещение, состояние и описание, исторические справки. Культурное и историческое наследие. Свердловская область и г. Кушва в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. Историко-нравственная подготовка. История вооруженных сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных сил. Боевые традиции Вооруженных Сил России. IV. Медицинская подготовка Теория: Состав и значение лекарственных препаратов, функции медицины в походе. Травмы и их виды. Профилактика травматизма в природных условиях. Энергетическая ценность продуктов питания, распределение пищевого рациона в течение суток. 15 Причина пищевых отравлений и ПМП в походе. Опасность применения ядовитых растений. Практика: Значение первой медицинской помощи и правила оказания. Причины возникновения мозолей и потертостей воизбежение их появления и способы ПМП. Приемы оказания первой доврачебной помощи и самопомощи. Методы оказания ПП в условиях автономии. Отработка практических навыков оказания первой помощи. Расход энергии при видах деятельности, суточная потребность в ккал. Причины теплового и солнечных ударов, оказание ПМП в условиях похода. Виды кровотечений, остановка кровотечения, наложение повязок. Виды ран и их особенности, ПМП при ранениях. ПМП при прекращении сердцебиения, непрямой массаж сердца, запуск работы сердца. Особенности обмороков, способы оказания ПМП, предотвращение повторных обмороков. Понятия об ушибах, вывихах, растяжениях, ПМП. Понятие о переломах костей, мобилизация конечностей, способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при утоплении, искусственная вентиляция легких. Оказание доврачебной помощи, изготовление носилок из подручных средств, переноска пострадавшего. Оказание доврачебной помощи, изготовление носилок из подручных средств, переноска пострадавшего в одиночку, вдвоем, на носилках. Приемы транспортировки пострадавшего на склонах 30-45° с использованием носилок и волокуш. Отработка приемов подъема и спуска пострадавшего на вертикальном склоне. Лекарственные растения их применение. V. Военная подготовка 1. строевая подготовка Теория: Изучение Строевого Устава ВС РФ. Практика: Отработка строевых приемов на основе устава. Понятие о строевых элементах и управление ими. Построение в строй, строевая стойка и выполнение команды «вольно, разойдись». Выполнение поворотов на месте: налево, направо, кругом. Приведение внешнего вида формы в соответствии с уставом и выполнение команды «Заправиться». Расчет в строю после построения на 1-2, 1-3, по порядку. Выполнение поворотов в движении. Перестроения подразделений из одной в две и три шеренги, смыкание и размыкание строя. Выполнение строевых приемов: поворот направо, поворот налево, правое, левое плечо вперед марш, разворот кругом. Выполнение воинского приветствия при прохождении строем и ответное приветствие выше стоящему начальству. 2. огневая подготовка Теория: Изучение современного вооружения и техники ВС РФ. Изучение ТТХ и устройства стрелкового оружия. Изучение материальной части автомата Калашникова и технические характеристики. Разновидности автомата Калашникова. Автомат Шпагина (ППШ), 7.62 мм ручной пулемет, ручной противотанковый гранатомет, назначения, боевые свойства и устройство. История создания, технические характеристики, назначение и устройство винтовки Бердана, винтовки Мосина и снайперской винтовки Драгунова. Практика: Тренировочное занятие по стрельбе из пневматической винтовки и пневматического пистолета. Отработка навыка сборки и разборки автомата Калашникова. Правила изготовки к стрельбе, положение винтовки и техника безопасности при стрельбе. Явление выстрела, начальная скорость и энергия пули, отдача оружия, наводка и ее элементы. Виды прицелов и правила прицеливания с прицелов с открытым, диоптрическим и оптическим прицелом. Определение средней точки попадания. 16 Практические стрельбы из стрелкового оружия. Оборудование огневых позиций. Выбор ориентиров, маскировка на местности. Овладение способами подготовки к стрельбе (лежа, стоя, с колена, из-за укрытия). Ручные осколочные гранаты, назначение, боевые свойства и приемы метание. 3. РХБЗ Теория: Изучение современных средств массового поражения, высокоточного оружия. Способов защиты от данных видов оружия. Классификация СИЗ. Назначение, классификация, принципы действия, возможности табельных средств. Простейшие и подручные средства. Практика: Отработка практических навыков использования средств индивидуальной защиты. СИЗ кожи. Отработка практических навыков в использовании средств защиты кожи (ОЗК, Л-1, защитный комбинезон). СИЗ кожи. Отработка практических навыков в использовании средств защиты кожи (ОЗК, Л-1, защитный комбинезон). Приборы химической разведки. АХОВ и ОВ. Принципы работы приборов химической разведки. Приборы радиационной разведки. Виды ионизирующих излучений, методы обнаружения. Приборы химической разведки для определения АХОВ. Принципы работы приборов. Методика подбора противогаза и техника его одевания на себя и пострадавшего. Использование и техника одевания ОЗК в виде накидки, плаща и комбинезона. Нормативы и допускаемые ошибки. Техника Л-1. Тренировочное занятие по надеванию ОЗК. 4.Тактическая подготовка Теория: Сущность тактики. Современный бой. Действия солдата в бою. Оборона и нападение. Характеристика современного боя, виды общевойскового боя, маневр в бою, боевые действия ночью. Обязанности солдата в бою, передвижение солдата в бою, преодоление инженерных заграждений. Практика: Отработка навыков передвижения солдата по полю боя, создания фортификационных сооружений. Порядок движения, действия малой группы на территории противника, общение внутри группы с помощью знаков. Обязанности солдата в бою, передвижение солдата в бою, преодоление инженерных заграждений. Ручные осколочные гранаты, назначение, боевые свойства и приемы метание. Характеристика современного боя виды общевойскового боя. понятие о походном, боевом и предбоевом порядках. Обязанности солдата в бою, передвижение солдата и преодоление препятствий. Выбор места для стрельбы, самоокапывание и маскировка. Выдвижение на рубеж атаки, преодоление зараженных участков. Выдвижение на рубеж атаки, преодоление зараженных участков. Преодоление инженерных заграждений преодоление участков, зараженных радиоактивными веществами. Техника защиты от удара ногой снизу, бокового удара ногой, от удара рукой и ногой. 5. Основы рукопашного боя Теория: Юридические основы самозащите и о превышение самозащиты. Практика: Определение, классификация, фазы рукопашного боя. Основные принципы выведения противника из равновесия. Рабочая стойка, перемещение в стойке. Нижняя акробатика, перекаты влево и вправо, кувырки, перемещение в нижней стойке. Техника защиты от прямого удара, бокового удара и удара рукой снизу. Техника защиты от удара ногой снизу, бокового удара ногой, от удара рукой и ногой. Освобождение от захватов за кисти рук, за одежду локтевых суставов, за корпус, ног спереди и сзади. Техника защиты от удара рукой в голову и в живот. Техника защиты от удара ногой снизу, бокового удара ногой в верхнюю часть корпуса. Техника защиты от нападающего с ножом и пистолетом. Освобождение от захватов за кисти рук. Освобождение при захвате за одежду локтевых суставов и при захвате шеи спереди и снизу. Освобождение от захватов за корпус спереди, сзади, некоторые способы защиты от захватов ног. 6. Символы воинской чести. 17 Теория: Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Современная Российская символика, история Российских наград. Ордена и медали царской России, Советского Союза и современной России 7. Основы военной службы Теория: Конституция РФ, ФЗ «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Воинская дисциплина, субординация. Воинские звания и должности. Суточные наряды. Практика: Отработка действий суточного наряда в различных ситуациях. VI. Физическая подготовка Практика: Упражнения с набивными мячами, гантелями, с дисками от штанги. Упражнения, отягощение массой собственного тела. Упражнение для мыщц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц туловища. Упражнения для мыщц ног. Спортивные и подвижные игры. Равномерный длительный бег (1-3 часа) при частоте сердечных сокращений 130-150 уд./мин. Длительный кроссовый бег (1-2 ч) при частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин. Длительный кроссовый бег (20 мин.-1 час) при частоте сердечных сокращений 155-165 уд./мин. Бег на 1 км. Развитие общей и скоростной выносливости. Бег на 3 км. Развитие общей и скоростной выносливости. Бег на 5 км. Развитие общей и скоростной выносливости. Упражнения с преимущественной направленностью на развитие выносливости. VII. Реализация проектов, участие в турслетах и соревнованиях. Практика: Однодневные и многодневные пешие походы. Техника и тактика летнего и зимнего туризма 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: − принимать и сохранять учебную задачу; − планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; − формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; − осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − адекватно воспринимать оценку педагога; − различать способ и результат действия; − вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; − в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; − осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; − оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: − осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; − использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; − ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач; 18 − осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; − проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; − устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; − выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов; Коммуникативные универсальные учебные действия: − аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; − выслушивать собеседника и вести диалог; − признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; − планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия; − осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; − уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные результаты: − критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия; − осмысление мотивов своих действий при выполнении поставленных задач; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с военным делом. Предметные результаты: Требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании курса: по окончании курса обучающиеся должны: знать: − составляющие АК- 74; − понятия «бой», «тактика», «Минное поле» и т.д.; − видовое разнообразие средств защиты от чрезвычайных ситуаций. − основные определения теоретической части программы. − исторические вехи развития вооруженных сил России − лекарственные и другие приемы оказания первой помощи пострадавшим. уметь: − правильно осуществлять необходимые действия в случае чрезвычайных ситуаций. − выполнять Уставные команды. − производить работы по обеспечению безопасности на местности. − производить необходимые действия по оказанию первой медицинской помощи. 19 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: − поиска, преобразования, хранения и применения информации для решения различных задач; − соблюдения правил личной гигиены и безопасности приѐмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для реализации программы необходимо наличие: -спортивного зала, оборудованного для занятий, специальным защитным снаряжением и тренировочным оборудованием; - учебного класса с учебными пособиями; - туристического и альпинистского снаряжения; - макетов оружия; - средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства необходимые для реализации программы - учебная аудитория на 20 посадочных мест; - экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов; - большой и малый спортивные залы; - стадион - строевая площадка; - тир - пневматические винтовки - макет автомата; - форма Кадровое обеспечение: Камчатов Алексей Александрович, педагог дополнительного образования. Методические материалы Для реализации программы необходимо: - Плакат со знаками отличия, наградными орденами и медалями солдат Великой Отечественной войны. - Плакаты с государственной символикой. - Плакаты со сборкой и разборкой оружия. - Демонстрационный материал по темам программы, подготовленный учащимися. - Видео материалы по темам программы. Применяемые технологии: - Личностно-ориентированное обучение - Здоровьесберегающие технологии - Новые информационно (компьютерные) технологии - Технологии проектной деятельности. Основные методы обучения: Специфические методы. - Методы обучения двигательной деятельности; - Методы воспитания физических качеств: метод стандартно-интервального упражнения, метод переменного упражнения, игровой метод, соревновательный метод. Общепедагогические методы. 20 - Наглядные методы: метод наглядного двигательного действия, опосредованные методы (демонстрация наглядных пособий: плакаты, рисунки, кинофильмы); - Словесные методы (объяснение, беседа, постановка задачи, разбор, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания). - Важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип систематичности и последовательности. Изучение материала идет от простого обучения к сложному. Программа основана на принципах: связи теории и практики, доступности и посильности, научности, сознательности и активности, наглядности, прочности овладения знаниями. Реализация этих принципов осуществляется по следующим основным направлениям: Сотрудничество педагогов с детьми в решении различных задач способствует добровольному включению детей в коллективную деятельность. Каждый курсант, с его мнением, возможностями, представлениями, является полноправным и значимым членом коллектива и общества, в котором он живет. Поддержание уставного порядка и воинской дисциплины в коллективе, что позволяет повысить личную дисциплинированность обучающихся курсантов, приучает их быть исполнительными. Пропаганда здорового образа жизни способствует курсантам избавиться от вредных привычек и укреплять своѐ здоровье. Вера в возможности каждого ребенка, дружеское, оптимистическое отношение педагога к успехам и неудачам курсантов оказывают положительное влияние на их личностный и творческий рост. Всесторонняя поддержка педагога по случаю каких-либо ошибок и неудач способна дать веру в свои силы и научить курсантов преодолевать трудности и невзгоды, встречающиеся везде и повсюду. Многократное повторение учебного материала. Чтобы не снизить интерес к знаниям не вызвать равнодушия и усталости к учению, повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала. Методическое обеспечение программы Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, - на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социальноэкономического плана. Важнейшее требование к занятиям: дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний. 2.2. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы Формы контроля Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль – оперативная и динамическая проверка результатов обучения, сопутствующая процессу формирования знаний выработки и закрепления умений и навыков курсантов (диагностика). 21 Тематический контроль – проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов). Итоговый контроль – оценка результатов обучения. Методы педагогического мониторинга: - наблюдение; - анкетирование; - тестирование; - опрос. Формы педагогического мониторинга: - занятия контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков курсантов); - собеседования; - соревнования; - военно-полевые сборы и полевые выходы. Формы подведения итогов реализации программы В течение учебного года курсанты выступают в показательных выступлениях, соревнованиях, сборах, принимают участие в конкурсах. В конце полугодия, учебного года курсанты сдают зачеты, нормативы по военной и физической подготовке. Результаты заносятся в карточку курсанта, которая ведется на протяжении всех лет обучения курсанта. Диагностика проводится в начале, середине и в конце учебного года. Курсанты третьего года обучения сдают экзамены. 22 3. Список литературы Список литературы для педагога 1. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, П.В. Ижевский «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» М. Просвещение 2002г. 2. В.Н. Сингаевский «Военно-государственные символы России» М.: АСТ ; СПБ.: Полигон 2008г. 3. П.А. Куруева «Медико-санитарная подготовка учащихся» М.Просвещение 1988г. 4. В.Г. Бубнов «Основы мед.знаний» 9-11кл М:АСТ-ЛТД 1997г. 5. О.В. Павлова «ОБЖ. Автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс. Волгоград: учитель 2007 6. А.Г. Маслов «подготовка и проведение соревнований учащихся «школа безопасности» 7. И.А. Бубнов, А.И. Кремов, С.И. Филимонов «Военная топография» военное издательство министерства обороны СССР м.1993г 8. М. Просвещение, 1985г. 9. В.Д. Серых «Воинские ритуалы» М. Военные издательство 1986г. 10. Общевоинские уставы ВС РФ М: Эксмо, 2008г. 11. М.В. Головачев, Н.Ф. Мухамадиев «Школа выживания: организация и обустройство полевого лагеря» НГТУ – Н.Новгород, 2001г. 12. Е.В. Пчелев «Государственные символы России» М. Русское слово 2003г. 13. И.В. Моисейко «Государственная символика России» ЦНСО Москва 2003г. 14. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнов «Основы медицинских знаний» 9-11 класс М. АСТ-ЛТД 1997г. 15. Е. Швецов «Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных условиях» М: АСТ: Астрель, 2007г. 16. А.И. Одинцов «учебное пособие по начальной военной подготовке» Издательство ДОСААФ М: 1971г. 17. А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин и др «Начальная военная подготовка» 910 кл. М: Просвещение 1985г. 18. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 (ред. от 24.12.2014) "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях" 19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"». 20. Боевой устав СВ (часть II). – М.: Воениздат, 2014 21. Боевой устав СВ (часть III). – М.: Воениздат, 2014 22. Военная топография. – М.: Воениздат, 1986. 23. Гражданская оборона. – М.: Воениздат,2012. 24. Грабовой И.Д. "Современное оружие и защита от него" – М.: ДОСААФ, 1984. 25. Журнал "Военные знания". 26. Инженерное обеспечение боя. – М.: Воениздат, 1987. 27. Наставление по стрелковому делу. – М.: Воениздат, 1987. 28. Начальная военная подготовка. / Под редакцией Науменко Ю.А.), учебник для средних учебных заведений. – М: Просвещение, 1989. 29. Наставление по физической подготовке (НФП2001). – М.: Воениздат, 2001. 30. Общевоинские уставы ВС РФ. – М.: Воениздат, 2016 23 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Отравляющие вещества. – М.: Воениздат, 1990. Справочник по военной топографии. – М.: Воениздат, 1980. Тактические учения. – М.: Воениздат, 1978. Штаб батальона в бою. – М.: Воениздат, 1988. Мотострелковый (танковый) взвод в бою.– М.: Воениздат, 1989. Тактика (рота, батальон) часть II. - М.: Воениздат, 1991 Учебник сержанта мотострелковых войск. – М.: Воениздат, 1989 Радиационная, химическая и биологическая защита. – М., 2005. Правоведение. М. ЮРИСТЪ, 2002. Работа командира на карте и местности. – М., 1988. Список литературы для обучающегося 1. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский спорт» 1990г. 2. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991. 3. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. М. 1989г. 4. Военная топография. (Учебник для курсантов учебных подразделений). 5. М. Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 6. Лисов И.И., Корольченко А.Ф. Десантники атакуют с неба. – М Воениздат,1989. – 152. 7. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М. Воениздат, 1977 8. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне 9. (Энциклопедия военного искусства). – М. Литература, 1998. – 480с. 10. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с 11. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 12. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 13. Подготовка разведчика. – Мн. Харвест, М.: АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира).