Волейбол

2

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………………3-4
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы……………………….4
2.3. Содержание общеразвивающей программы………………………4-11
2.4. Планируемые результаты………………………………………….11-12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы……………………………………..12
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………….12-13
3. Список литературы……………………………………………………….…...14-15

3

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№
273-ФЗ
- Приложения к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242).
Данная программа носит физкультурно-спортивную направленность.
Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает во всем мире приоритетные
позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и
здоровые.
Актуальность данной программы заключается в том, что современные дети ведут
малоподвижный образ жизни, много времени проводят у компьютера и телевизора. Занятия
спортом формируют позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия,
способствуют повышению самооценки. Тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от
школы, ребѐнок более раскрепощается, раскрываются его скрытые возможности.
Отличительные особенности. Занятия волейболом способствуют разностороннему
развитию
ребенка,
дисциплинируют,
воспитывают
чувство
коллективизма,
волю,
целеустремленность, способствуют совершенствованию его двигательной сферы, повышению
выносливости и развитию физических качеств, улучшению состояния здоровья. Учащиеся,
успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного
уровня.
Адресность. Данная программа адресована обучающимся 8-11 классов (14-18 лет).
Режим занятий: 2 часа 30 минут в неделю. Продолжительность занятия - 75 минут.
Объем программы и срок реализации– 2 года (176 часов).
Уровневость программы: стартовый и базовый уровень.
Большие возможности для образовательной работы заложены в принципе совместной
деятельности педагога и ученика. Занятия построены так, чтобы обучающиеся сами находили
нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической,
тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно- тренировочных.
Теорию также проходят в процессе учебно-тренировочных занятий. На занятиях по
судейству разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять
разнообразные формы и методы проведения занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых
действиях.
Практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой
тренировки.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения
движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся
образовались некоторые навыки игры.

4
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических
способностей занимающихся.
Формы аттестации: контрольные испытания, участие в соревнованиях по «Миниволейболу», «Волейболу».
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых потребностей к регулярным
занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи:
1. Обучающие:
-дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия (снятие
стрессов и раздражительности).
- научить техническим и тактическим приѐмам волейбола;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:
- развивать координацию движений и основные физические качества;
- способствовать повышению работоспособности учащихся,
- способствовать укреплению здоровья детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
-воспитывать
трудолюбие,
дисциплинированность,
самостоятельность,
целеустремленность.

2.3. Содержание общеразвивающей программы (176 часов)
Учебный (тематический) план
Первый год реализации программы (88 часов)
Цель 1 года обучения: формирование у обучающихся потребностей к занятиям
физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи:
1. Обучающие:
-дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия (снятие
стрессов и раздражительности).
- научить техническим и тактическим приѐмам волейбола;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:
- развивать координацию движений и основные физические качества;
- способствовать повышению работоспособности учащихся,
- способствовать укреплению здоровья детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
-воспитывать
трудолюбие,
дисциплинированность,
самостоятельность,
целеустремленность.
№ п/п

название раздела, темы

1.
1.1.

теоретические сведения
История
возникновения
волейбола.
Техника

количество часов
всего
теория
практика
2

2
1

-

формы
аттестации/
контроля

5
безопасности.

1.2.

Правила игры
волейбол,

2.

Специальная
подготовка
техническая
Техника приема и передача
мяча. Игра «пионербол»
Стойка игрока. Перемещение
в стойке
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
Прием мяча двумя руками
снизу
Верхняя передача мяча в
парах, тройках
Нижняя прямая подача и
нижний прием мяча

2.1
2.2
2.3
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
2.21.
2.22.
2.23.
2.24.

в

мини-

1

-

54

-

54

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

Прямой нападающий удар.
Учебная игра
Техника
нижней
прямой
подачи
Техника боковой подачи
Учебная
игра.
Развитие
координационных
способностей
Нападение через 3-ю зону.
Учебная игра
Нападение через 2-ю зону.
Учебная игра
Игра «Мяч через сетку» по
основным правилам
Повторный инструктаж по
технике
безопасности
Двусторонняя игра в волейбол
Техника приема и передача
мяча. Игра «волейбол»
Позиционное нападение.
Учебная игра
Верхняя передача мяча в
парах с шагом
Прием мяча двумя руками
снизу
Контрольные испытания

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

1ч.15 мин.
2ч 30 мин.

-

1ч.15 мин.
2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч

15 мин.

1ч.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

3ч.45.мин.

-

3ч.45мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч 30 мин

-

1ч 30 мин

Верхняя передача мяча в
парах, тройках
Нижняя прямая подача и
нижний прием мяча
Прямой нападающий удар.
Учебная игра
Позиционное
нападение.
Учебная игра
Комбинации из передвижений
и остановок игрока

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

теоретический
тест

контрольные
подачи в заданные
зоны площадки

Выполнение
нормативов

6
3.
3.1.

3.2.

3.3
3.4.

3.5.

3.6

3.7.

3.8.
3.9
3.10.
4.
4.1
5.

Специальная подготовка
тактическая
Выбор места для выполнения
нижней подачи; выбор места
для второй передачи и в зоне
3
Взаимодействие игроков
передней линии: игрока зоны
4 с игроком зоны 3, игрока
зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой передаче)
Взаимодействие игроков зон
6,5 и 1 с игроком зоны 3
Индивидуальные дейст-вия:
выбор места для выполнения
нижней подачи; выбор места
для второй передачи и в зоне
3
Групповые действия.
Взаимодействие игроков
передней линии: игрока зоны
4 с игроком зоны 3, игрока
зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой переда-че).
Взаимодействие игроков зон
6,5 и 1 с игро-ком зоны 3
Командные действия. Прием
нижней подачи и первая
передача в зону 3, вторая
передача игроку, к которому
передающий обращен лицом
Тактика защиты. Выбор места
при приеме нижней подачи.
Расположение игроков при
приеме подачи, когда вторую
передачу выполняет игрок
зоны 3
Тактика защиты. Выбор места
при приеме верхней подачи
Тактика защиты. Выбор места
при блокирова-нии
Двухсторонняя игра с
элементами волейбола
Соревнования
Соревнование в группах
ОФП. Итоговое занятие.

26

-

26

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

5ч.

-

5ч.

3ч 45 мин.

-

3ч 45 мин.

3ч 45 мин.

-

3ч 45 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

3ч 45 мин.

-

3ч 45 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1 час

-

1час

6 часов
6часов
1 час

-

6 часов
6часов
1 час

-

Второй год реализации программы (88 часов)

Контрольные
испытания по
ОФП

7
Цель 2 года обучения: формирование у обучающихся устойчивых потребностей к
регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в
волейбол.
Задачи:
1. Обучающие:
-дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия (снятие
стрессов и раздражительности).
- научить техническим и тактическим приѐмам волейбола;
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:
- развивать координацию движений и основные физические качества;
- способствовать повышению работоспособности учащихся,
- способствовать укреплению здоровья детей.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
-воспитывать
трудолюбие,
дисциплинированность,
самостоятельность,
целеустремленность.
№ п/п

название раздела, темы
всего

1.
1.1.

1.2.
2.
2.1

2.2

2.3
2.4.

2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.

теоретические сведения
Развитие волейбола в
современных условиях.
Техника безопасности.
Правила игры в волейбол.
Основы судейства
Специальная
подготовка
техническая
Техника приема и передача
мяча в опорном положении.
Игра в волейбол
Техника приема и передача
мяча в прыжке. Игра в
волейбол
Техника передачи мяча сверху
двумя руками назад
Стойка игрока. Перемещение
в стойке. Сочетание способов
перемещений в стойке
Верхняя передача мяча в
парах с шагом.
Верхняя передача мяча в
парах через сетку в прыжке
Прием мяча двумя руками
снизу
Прием мяча , отраженного
сеткой
Верхняя передача мяча в
парах, тройках
Верхняя прямая подача и

количество часов
теория
практика

2

2
1

-

1

-

54

-

54

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

1ч.15 мин.

-

1ч.15 мин.

2ч.30 мин.

-

2ч.30 мин.

5часов

-

5 часов

формы
аттестации/
контроля

теоретический
тест

8

2.11.
2.12.
2.13
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.

2.18.

2.19.
2.20.
2.21.
2.22.

2.23.

2.24.
2.25

2.26.
2.27.
3.
3.1.

3.2.

нижний прием мяча
Прямой нападающий удар.
Учебная игра
Техника боковой подачи
Учебная игра. Развитие координационных способностей
Нападение через 3-ю зону.
Учебная игра
Нападение через 2-ю зону.
Учебная игра
Игра в волейбол по основным
правилам
Игра в волейбол по основным
правилам с привлечением
обучающихся к судейству
Повторный инструктаж по
технике безопасности
Двусторонняя игра в волейбол
Техника приема и передача
мяча. Игра «волейбол»
Позиционное нападение.
Учебная игра
Техника выполнения
одиночного блокирования
Блокирование нападающего
удара из зоны 4 в зону 5;
- из зоны 2 в зону 1. Учебная
игра
Блокирование нападающего
удара из зоны 4 в зону 1;
- из зоны 2 в зону 4; -из зоны 3
в зону 6 . Учебная игра
Контрольные испытания
Техника выполнения приема
мяча сверху двумя руками с
падением-перекатом на спину
Нападающий
удар
с
переводом. Учебная игра
Техника
выполнения
группового
блокирования
(двойной блок). Учебная игра
Специальная подготовка
тактическая
Тактические действия при
выполнении подачи; выбор
места для второй передачи и в
зоне 3
Взаимодействие игроков
передней линии: игрока зоны

3ч 45 мин.

-

3ч 45 мин.

1ч 15 мин

2ч 30 мин.

-

1ч.15 мин.
2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

1ч 15 мин

-

1ч.15 мин.

1ч 15 мин

-

1ч.15 мин.

1ч

15мин.

1ч.

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

6ч 15 мин

-

6ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч15 мин.

1ч 15 мин

-

1ч15 мин.

2ч 30 мин

-

2ч 30 мин

2ч 30 мин

-

2ч 30 мин

26

-

26

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

5 часов

-

5 часов

привлечение
обучающихся к
судейству

Выполнение
нормативов

9

4.
4.1

4 с игроком зоны 3, игрока
зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой передаче)
Взаимодействие игроков зон
6,5 и 1 с игроком зоны 3
Индивидуальные действия:
выбор места для выполнения
подачи; выбор места для
второй передачи и в зоне 3
Индивидуальные действия:
выбор места для выполнения
передачи для нападающего
удара;
Групповые
действия.
Взаимодействие
игроков
передней линии: игрока зоны
4 с игроком зоны 3, игрока
зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой
передаче).
Взаимодействие игроков зон
6,5 и 1 с игроком зоны 3
Командные действия. Прием
подачи и первая передача в
зону 3, вторая передача
игроку, к которому
передающий обращен лицом
Командные действия. Прием
нападающего удара и первая
передача в зону 3, вторая
передача игроку, к которому
передающий обращен лицом
Тактика защиты. Выбор места
при приеме подачи.
Расположение игроков при
приеме подачи, когда вторую
передачу выполняет игрок
зоны 3
Тактика защиты. Выбор места
при приеме верхней подачи
Тактика защиты. Выбор места
при блокировании
Двухсторонняя игра в
волейбол
Соревнования
Соревнование в группах

5.

ОФП. Итоговое занятие.

3.3
3.4.

3.5.

3.6

3.7.

3.8.

3.9

3.10.
3.11.
3.12.

3ч 45 мин.

-

3ч 45 мин.

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

1ч 15 мин.

-

1ч 15 мин

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин..

2ч 30 мин.

-

2ч 30 мин.

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1ч 15 мин

-

1ч 15 мин

1 час

-

1час

6 часов
6часов

-

6 часов
6часов

1 час

-

1 час

привлечение
обучающихся к
судейству
Контрольные
испытания по
ОФП

10
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила
соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической
деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению
техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения и усвоения программы учащиеся должны знать правила игры и
принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений
для повышения общей и специальной физической подготовки.
Тематика занятий.
Теория (4 часа). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в
мини-волейбол, волейбол.
Техническая подготовка (108 часа).
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба,
бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым
боком вперед. Сочетание способов перемещений. Овладение техникой приема и передач мяча
сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с
набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в
парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного
подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча
снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами).
Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя
руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием
мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку.
Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в
прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через
сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега,
прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя
прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Тактическая подготовка (52 часа)
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для
второй передачи и в зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком
зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и
1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача
игроку, к которому передающий обращен лицом.
Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при
приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка (на каждом занятии).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости,
координационных, скоростно-силовых.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для
мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со

11
скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с
мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх.
Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования (12 часов)
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и
проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации
и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке
проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
2.4. Планируемые результаты:
1-ый год обучения

Метапредметные – знание правил личной гигиены, профилактики травматизма.
Личностные - управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками, владеть культурой общения. Снижение количества правонарушений среди
подростков.
Предметные - знать историю возникновения игры волейбол, правила игры
волейбол.Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
2-ой год обучения

Метапредметные – профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
занятиях физическими упражнениями.
Личностные - укрепление психического и физического здоровья учащихся; применение
полученных навыков в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления
здоровья; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при физической
нагрузке, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
снижение количества правонарушений среди подростков.
Предметные - создание конкурентоспособных команд по волейболу; технически
правильно осуществлять двигательные действия данного вида спорта, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга, пользоваться современным
спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами.

3. Комплекс организационно - методических условий
3.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение:
для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24х12м.
Оборудование и инвентарь:
1. сетка волейбольная- 2 шт.
2. гимнастическая стенка- 1 шт.
3. гимнастические скамейки- 6шт.
4. гимнастические маты - 6 шт.
5. скакалки - 20 шт.
6. мячи набивные – 10 шт.
7. мячи волейбольные – 12 шт.

12
- информационное обеспечение:
1. мультимедийные презентации на тему «Волейбол».
2. учебные видеоролики по технике выполнения приемов игры в волейбол,
индивидуальным, групповым и командным действиям в защите и нападении
3. картотека судейских жестов в волейболе
- кадровое обеспечение:
данную программу разработала и реализует Бычкова Наталия Владимировна, учитель
физической культуры высшей категории
3.2. Формы контроля и оценочные материалы
Оценочные материалы
Критерии
Контрольные испытания

Показатели
Выполнение нормативов

Контрольные испытания
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м. На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному
сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном
направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при
приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты
передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
Испытание на точность передачи через сетку.
Испытания на точность подач. Подачи в заданные зоны площадки
Испытания на точность нападающего удара.
Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе
способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа
приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и
качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке
на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество
правильновыполненных заданий и качество.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
№
норматива
п/п
1

2

1год обучения

Контрольные нормативы
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не
менее одного метра (кол-во раз)
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не
менее одного метра (кол-во раз)

Оценка

н

с

в

Юн.

12

14

16

Дев.

9

11

14

Юн.

10

12

14

Дев.

8

10

12

13

3

4
5

6

7

8

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз)
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в
левую/ правую половину площадки, по заданию
преподавателя
Передача на точность через сетку, из зоны 4 в
зону 6,из 5 попыток

Нижние передачи над собой

Верхние передачи над собой

Юн.

17

20

25

Дев.

12

15

20

Юн.

5

10

15

Дев.

3

6

10

Юн.

2

3

4

Дев.

1

2

3

Юн.

3

4

5

Дев.

3

4

5

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

Н – низкий показатель; С – средний показатель; В – высокий показатель;

4. Список литературы для педагога
1. Баршай В.М. «Активные игры для детей», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2011г.
2. Белич А. Волейбол: Методика. / А. Белич Спорт в школе. - 2007. - № 13, - С. 3-48.
3. Богданов Г.П. «Школьникам – здоровый образ жизни», Москва, «ФиС»,1989г.
4. Белич А. Подача и прием мяча в волейболе. / А. Белич. // Спорт в школе. - 2008. - № 8, С. 33-36.
5. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы:
спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. – М.:
Советский спорт, 2005. – 112 с.
6. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК,
2002.
7. Железняк Ю.Д. « Волейбол». Методическое пособие по обучению игре. Москва, Терраспорт, Олимпия Пресс, 2005г.
8. Железняк Ю.Д.Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культуры./ Ю.Д. Железняк, А.В.
Ивойлов- М.: Физкультура и спорт,2006. - 239 с
9. Железняк Ю.Д.Интегральная подготовка в тренировке волейболистов. / Ю.Д.Железняк.
//Физическая культура в школе.-2005, №12.- с. 45-49.
10. Железняк Ю.Д.К мастерству в волейболе./ Ю.Д.Железняк. - М.: "ФиС", 2008.- 224 с.
11.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт,2004. -178
с.
12. Ивойлов, А.В. Волейбол: методика тренировки / А.В. Ивойлов. – М.: Физкультура и
спорт,2005. – 162 с.
13. Клещев Ю.Н. Волейбол. / Ю.Н. Клещев.- (Серия «Школа тренера») – М.: Физкультура и
Спорт, 2005. - 400 с.
14. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры (общие основы теории и
методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-

14
прикладных форм физической культуры): Учеб.пособие для ин-тов физ. культуры./ Л.П.Матвеев М.: Физкультура и спорт,2004. - 543 с.
15. Носко Н.А.Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных
возрастных групп./ Н.А.Носко. - К., 2006. - 22 с.
16. Фомин Е.В., Булыкина Л.В. Волейбол. Начальное обучение. – М.: Спорт, 2015. – 88с.

Список литературы для обучающихся
1. Ахмеров Э.К.Волейбол для начинающих./ Э.К.Ахмеров. - Минск:

Полымя, 2005. -

78 с.
2. Баршай В.М. «Активные игры для детей», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2011г.
3. М. А. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова, В. А. Соколкина, Г. А. Баландин,
Н. Н. Назарова, Т. Н. Казакова, Н. С. Алѐшина, З. В. Гребенщикова, А. Н. Крайнов. Физическая
культура 5 – 6 – 7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М. Я.
Виленского. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е
издание, Москва «Просвещение» 2015.
4. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК,
2002.
5. Железняк Ю.Д.Юный волейболист. / Ю.Д.Железняк - М.: Физкультура и спорт,2007. 192 с.
6. В.И.Лях, Физическая культура 8 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных
организаций/ В.И. Лях. - 7-е изд., М.: «Просвещение» 2019.
7. ФергюсонБонни Джил, Виера Барбара, «Волейбол. Шаги к успеху» Москва, «АСТ
Астрель», 2004г.
8. Фурманов Г.А. «Играй в мини-волейбол», Москва, «Советский спорт»,1989г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».