2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных – помогает ребѐнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей еѐ развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребѐнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всѐ воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребѐнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причѐм знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня интенсивно формируется качественно новый облик ребенка младшего школьного возраста, обусловленный критическим состоянием современной цивилизации, динамикой изменений в Природе и Обществе. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности. Для формирования нравственного компонента экологической культуры будет способствовать внеурочная деятельность. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Изучение данного курса создаѐт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1 – 4 классы авторов-составителей Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. За основу взята концепция И.В. Цветковой о формировании нравственноэкологической позиции личности младшего школьника. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие экологической культуры и формирование нравственноэкологической позиции личности младшего школьника, развитие творческих способностей учащихся. Задачи программы: Образовательные: ‒ научить видеть и понимать красоту живой природы; ‒ сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; ‒ расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными вошедшими в красную книгу; ‒ познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу; ‒ познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; 4 познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала. Воспитательные: ‒ воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; ‒ воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; ‒ воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ. Развивающие: ‒ развивать потребности общения с природой; ‒ развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства; ‒ развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; ‒ развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой. Опираемся на следующие принципы: • принцип деятельности обеспечивает активную позицию ребѐнка в обучении, минимизирует пассивное восприятие содержания; • принцип психологической комфортности ориентирует на снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками и на создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества, реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; • принципы непрерывности и целостности обеспечивают соответствие содержания образования функциональным и возрастным особенностям учащихся, предполагает формирование у учащихся обобщѐнного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). • принципы митшакса и вариативности обеспечивают для каждого ребѐнка возможность выбора индивидуального темпа обучения на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально безопасного минимума, что является заслоном от перегрузок, разрушающих здоровье детей, но в то же время побуждает детей реализовать свои возможности, формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; • принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности, успешной самореализации каждого ребѐнка. Общая характеристика программы «Юный эколог» Основополагающими принципами построения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность. Объектом изучения программы является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует еѐ осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание программы включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоѐм и т. п.). ‒ 5 Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждении нравственного и творческого характера; уделять внимание ситуациям, где ребѐнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несѐт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. В процессе занятий используются различные виды занятий: игры, этические беседы, викторины, конкурсы, обсуждения, наблюдения, самостоятельные работы, проблемные ситуации, экскурсии в природу Формы обучения. • фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися; • групповой - организация работы в группах; • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; • исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся. На занятиях с детьми используются следующие формы работы: • семинары; • дискуссии; • лекции с элементами беседы; • использование художественных произведений и стихов о родной природе; • экскурсии; • вечера досугов и экологические праздники; • просмотр слайдов о природе; • изготовление поделок из природного материала; • разыгрывание мини – спектаклей; • практическая работа; 6 экологические игры. Формы подведения результатов: Сообщения, участия в выставках и практических работах, коллажей, рисунков, экскурсий в природу, регистрации фенологических наблюдений. Итоговое занятие проводится в форме викторины, вопросы которой подбирают сами учащиеся в течение всего курса. Победители награждаются почетными грамотами. Описание места программы «Юный эколог» в учебном плане. Программа имеет естественнонаучную направленность. Ориентировано на передачу системы знаний об окружающем мире и основанное на толковании термина «экология» как науки о взаимосвязях в природе. Адресат. Программа предполагает реализацию с 1-4 класс. Данная программа разработана для младших школьников от 7 до 11 лет. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, планируется: проведение интегрированных занятий, участие обучающихся в школьных, областных, муниципальных конкурсах и мероприятиях. Объем общеразвивающей программы и срок освоения: Программа рассчитана на 135 часов сроком на 4 года. В 1 классе на 33 часа, на 34 часа во 2 – 4 классе, может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе классов параллели. Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счѐт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов. Уровневость общеразвивающей программы и виды занятий. «Ознакомительный» (стартовый) уровень – первый год обучения: духовнонравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках. «Базовый» уровень – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный эколог». Личностные результаты: − развитие чувств сострадания, сопереживания представителям растительного и животного мира. − ценностное отношение к природе; − развитие эмоционально-волевой сферы личности ребѐнка в процессе общения с природой; − развитие морально-этического сознания. − развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; − развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своѐ отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративноприкладного искусства, музыка и т. д.); − воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; − формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Предметные результаты: − формирование представлений о природе как универсальной ценности; − изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; • 7 − интерес к познанию мира природы; − потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; − осознание места и роли человека в биосфере; − преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. − формирование экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; − формирование экологической культуры детей, совершенствование стремления учащихся к творческому самовыражению; − формирование нравственно-экологической позиции. Предметными результатами являются: − в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; − в познавательной сфере — наличие углублѐнных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; − в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; − в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; − в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. Метапредметные результаты: − развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; − развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); − формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования. − развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; − овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; − освоение элементарных приѐмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; − формирование приѐмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; − развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. 1.3. Содержание общеразвивающей программы 8 № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 7 8 Учебный (тематический) план 1 год обучения Наименование раздела Количество часов Всего Теория Практика I. Я и природа Экологическая тропа осенней экскурсии Как вести себя на природе 4 1 2 1 1 Природа в творчестве художников Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная II. Братья наши меньшие Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?» Чем мы кормим домашних животных Как ухаживать за своим питомцем Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. «Домашние животные» III. Пернатые друзья Местные виды птиц Столовая для птиц. Изготовление кормушек Экологическая викторина «Птицы – наши друзья» IV. Путешествие в мир леса Взаимосвязь растений и животных Следы на снегу 1 1 Лес и наше здоровье. Дары леса Природа – источник творческого вдохновения Экскурсия в парк V. Экологическая тропа Редкие и исчезающие виды растений и животных Среднего Урала. Родники нашей местности VI. Зимний сад на окне Комнатные растения. Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа VII.В мастерской художницы Зимы VIII. Загадки животного мира 1 2 1 2 1 1 1 Экскурсия. Беседа. Составление правил. Беседа. 1 4 1 Формы аттестации/ контроля Выставка творческих работ 2 Кроссворд Беседа. Опрос 1 1 Практическая работа 1 1 Выставка рисунков. 3 1 1 1 1 1 5 1 3 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 Беседа. Презентация работ. 1 Викторина. 2 Тест. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Сюжетно-ролевая игра Игра «Лото» Анализ работ. Экскурсия Тестирование. 1 1 3 2 1 Опрос. Беседа. Исслед.работа Конкурс творческих работ. 9 8.1 8.2 8.3 9 9.1 9.2 9.3 10 10.1 10.2 10.3 10.4 10.5 10.6 Любопытные факты о живой природе Это интересно! Сбор информации о клестах Зимовье зверей. Коллективная работа из солѐного теста «Звери в зимнем лесу» IX. Секреты неживой природы Смена дня и ночи Смена времен года 1 Наш друг – эхо. Экскурсия в весенний лес X. Наш досуг Экскурсия в природу. Экологическая операция «Сделаем берег реки чище!» Акция «Сделай двор чище!» (Озеленение школьного двора) Коллективная работа «Изготовление и вывешивание скворечников» Фольклорный праздник. Коллективная работа «Весенние цветы в вазе» Зачѐтное мероприятие Итого: 1 Беседа. 1 1 1 Викторина. 1 1 Творческая работа 3 2 1 1 1 1 1 1 Беседа. Беседа. Тестирование. Экскурсия. 4 1 Экскурсия 1 1 Акция 1 1 Презентация работ. 1 1 1 Праздник. Выставка работ. 6 1 1 33 1 1 15 Тестирование. 18 Содержание учебного (тематического) плана Здравствуй, чудо-природа! 1 раздел – «Я и природа» Теория: Что такое экология. Живая, неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Окружающий мир. Защитники природы. Правила поведения на природе. Взаимодействие человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства. Природа в творчестве художников-пейзажистов. Практика: Экологическая тропа осенней экскурсии. Наблюдение за живой и неживой природой. Осенние изменения в природе. Составление правил поведения на природе. Игра «Мы – защитники природы!» Работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Творческая мастерская. Осенняя гостиная. 2 раздел – «Братья наши меньшие» Теория: Домашние животные. Кроссворд «Кто есть кто?». Чем мы кормим домашних животных. Природные закономерности, взаимосвязи. Повадки животных. Разнообразие пород собак и кошек. Роль кошек и собак в жизни человека. Народные приметы. Демонстрация: Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным». Практика: Подбор народных примет, пословиц, поговорок. Наблюдения за домашними питомцами. Уход за домашними питомцами. Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. «Домашние животные». Домашние любимцы в рисунке. 3 раздел – «Пернатые друзья» 10 Теория: Птицы нашего края. Их отличительные признаки. Чем питаются птицы. Особенности жизни птиц летом и осенью. Формулировка правил друзей природы. Демонстрация: С. Радзиевская «Круглый год», В. Бианки «Терентий – тетерев». И.Рахимов «Иллюстрированный справочник по птицам». Практика: наблюдение за поведением птиц, изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа «Синицы… «полезные» или «вредные» птицы?». Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Викторина «Знаешь ли ты?». Игра «Летает – не летает». 4 раздел – «Путешествие в мир леса» Теория: Наблюдения за растениями и животными. Взаимосвязь растений и животных. Следы на снегу. Лес и наше здоровье. Дары леса. Природа – источник творческого вдохновения. Демонстрация: В.Бианки «Рассказы и сказки», М.Пришвин «Разговор деревьев», А.Сладков «Азбука леса». Практика: Экскурсия в парк. Творческая мастерская «Зимние зарисовки». 5 раздел – «Экологическая тропа». Теория: Редкие и исчезающие виды растений и животных Среднего Урала, родники нашей местности. Демонстрация: Красная книга Урала. Практика: Рисование. Игра «Узнай меня». 6 раздел – «Зимний сад на окне» Теория: Комнатные растения. Народные приметы про комнатные растения Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений. Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля. Практика: Выращивание хлорофитумов. Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. Работа. 7 раздел – «В мастерской художницы зимы» Демонстрация: картина И.Левитана «Золотая осень», альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски. Теория: конкурс рисунков «Мы рисуем зиму». 8 раздел – «Загадки животного мира» Теория: Любопытные факты о живой природе. Зимовье зверей. Клесты. Демонстрация: Ф.Ибрагимова «Красота природы». Практика: Сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненных наблюдений в виде сообщения, проекта. Коллективная работа из солѐного теста «Звери в зимнем лесу» 9 раздел – «Секреты неживой природы» Теория: Явления природы. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наш друг – эхо. Секреты неживой природы. Весенние изменения природы. Демонстрация: глобус, теллурий. Практика: Игра «День и ночь». Экскурсия в весенний лес. 10 раздел – «Наш досуг» Теория: Фольклорные праздники, связанные с природными явлениями. Народные традиции, обычаи. Демонстрация: костюмы для праздников. Практика: Проведение фольклорного праздника. Экскурсия в природу. Экологическая операция «Сделаем берег реки чище!». Акция «Сделай двор чище!» (Озеленение школьного двора). Коллективная работа «Изготовление и вывешивание скворечников». Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы. Коллективная работа «Весенние цветы в вазе». Учебный (тематический) план 2 год обучения «Прикосновение к прекрасному» 11 № п/п Наименование раздела 1. 1.1 I. В гостях у природы Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу Ель – кормилица. Лесной час Почемучкины книжки Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов Джунгли зовут! Игровое занятие II. О чем поют птицы? Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса Горлица – лесной голубок 5 1 2 1 1 1 1 1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5 5.1 5.2 5.3 Всего Количество часов Теория Практика 3 1 1 1 1 9 1 6 1 1 1 Филин – самый крупный из наших сов Кукушка – хитрая птица Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия Клесту не страшен холод Заказники Среднего Урала. Разновидности птиц. КВН «Птицы наши друзья» Экологическая акция «Берегите птиц!» III. О грибах и не только Съедобные и несъедобные грибы Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях Грибная угадайка Грибы на службе у человека. Составление альбомасправочника о грибах. IV. Жизнь на водоѐмах Рыбы. Рыбий язык Аквариумные рыбки Неуклюжий рак. Где они зимуют? Чья это хатка? Видеофильм 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оригами. «Рыбки в аквариуме» V. Удивительный мир насекомых Бабочки, занесенные в Красную книгу Среднего Урала Искусные строители: муравьи и пчелы. Природа и фантазия. 1 3 1 1 1 2 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 Игра Беседа. Творческая работа. Конкурс загадок. Кроссворд Экскурсия Беседа Тест. Игра. Акция. 2 Игра. Опрос. 1 1 5 1 1 1 Беседа. Викторина Опрос. Выставка творческих работ Беседа. Викторина 1 1 4 1 Экскурсия. 3 1 1 1 Формы аттестации/ контроля Викторина. Практическая работа 2 1 1 2 1 1 1 1 Тест. Опрос. Игра. «Лото» Образ в рисунке (выставка работ) Викторина. Анализ видеофильма Творческая работа. Тестирование. Зарисовки. Практическая работа. Творческая работа. 12 6 6.1 6.2 6.3 7 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 VI. Явления природы Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. работа Экскурсия на реку VII.Мы – юные садоводы 3 1 Мы исследуем почву. Исслед. работа Искусство составления букетов. Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах Работа на пришкольном участке (клумбы) Итоговое занятие Итого: 1 1 1 1 1 1 5 1 1 2 Беседа. 1 Исслед.работа 1 4 1 Экскурсия Конкурс творческих работ. Исслед.работа 1 Практическая работа Выставка рисунков 1 1 1 Практическая работа 1 34 1 18 Творческая работа 16 Содержание учебного (тематического) плана Прикосновение к прекрасному 1 раздел – «В гостях у природы» Теория: Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Природа – колыбель наша. Деревья нашего края. Чем питаются животные? Ель – кормилица. У истоков природы. Необычное в обычном. Демонстрация: осенние приметы. Практика: Экскурсия в природу. Поделки из природных материалов. 2 раздел – «О чем поют птицы» Теория: Птицы нашего леса. Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса. Горлица – лесной голубок. Филин – самый крупный из наших сов. Кукушка – хитрая птица. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Клесту не страшен холод. Заказники Среднего Урала. Разновидности птиц. Демонстрация: аудиозапись «Голоса птиц», И.Рахимов, А.Аринина «Птицы наших лесов», Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима. Практика: Экологическая акция «Берегите птиц!». КВН «Птицы – наши друзья». Экскурсия. 3 раздел – «О грибах и не только» Теория: Удивительный мир грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Нужны ли лесу несъедобные грибы? Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях Грибы на службе у человека. Что такое «тихая охота»? Демонстрация: Н.Архипова «О грибах и не только», стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов. Практика: КВН «Грибы – это грибы». Составление альбома о грибах. 4 раздел – «Жизнь на водоемах» Теория: Рыбы. Рыбий язык. Аквариумные рыбки. Течет река, бежит ручей. Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов? Неуклюжий рак. Где они зимуют? Жилища водных жителей. Демонстрация: С.Радзиевская «Круглый год». Практика: Просмотр видеофильм о бобрах. Творческая работа «Рыбки в аквариуме». 5 раздел – «Удивительный мир насекомых» 13 Теория: Виды насекомых. Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее! Бабочки, занесенные в Красную книгу Среднего Урала. Искусные строители: муравьи и пчелы. Природа и фантазия. Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко «Удивительный мир бабочек». Практика: Выставка рисунков. 6 раздел – «Явления природы» Теория: Явления природы. Народные приметы. Гремит гром, сверкает молния. Как и почему? Все хотим знать. Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Демонстрация: справочное бюро «Почемучка», Ф.Ибрагимова «Красота природы». Практика: Исследовательская работа. Экскурсия. 7 раздел – «Мы – юные садоводы». Теория: Овощи и фрукты. Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Садовые цветы. Искусство составления букетов. Демонстрация: загадки об овощах, цветах. Практика: Игра «Сложи овощ». Исследовательская работа. Практическая работа. Учебный (тематический) план 3 год обучения «В чудный мир экологических открытий…» «Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты». Ян. Полонский № п/п Наименование раздела 1. I. Я – юный исследователь и следопыт. «Исследуем, проверяем, ищем и находим…» Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес) Творческая работа - сочинение «Осень… Очей очарованье». II. Лес – верный друг человека. Лѐгкие нашей планеты В лесу, говорят, в бору, говорят Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование). Творим чудеса своими руками III. Страницы биографии деревьев Сколько лет дереву? Экскурсия в лесхоз. IV. Лесные пожары Самое страшное – это пожар 3 3 1 1 Инструктаж. 1 1 Экскурсия. 1 1 Творческая работа 1 1 1 1 1 V. Наш край – край лесов и лесных богатств Лес, а лес?! Встань передо мною Виртуальная экскурсия: «Доммузей И.И.Шишкина в городе 4 1 1 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 4 4.1 5 5.1 5.2 Количество часов Всего Теория Практика 4 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 Формы аттестации/ контроля 1 1 1 1 1 Беседа. Викторина Кроссворд Исследовательская работа Творческая работа. Практическая работа Экскурсия Составление памятки 3 Тестирование. 1 Виртуальная экскурсия 14 5.3 5.4 6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8.1 9.1 9.2 9.3 9.4 10.1 10.2 Елабуга» Поисковая работа «Славный путь леспромхоза». Знаем ли мы свой лес? (ИграКВН) VI. Достучаться до каждого сердца. Чудо природы - заповедники Деловая игра За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесѐнную в Красную книгу). Составление списка растений и птиц. Родничок мой, родник, дай воды напиться Если хочешь жить долго посади дерево VII.Тихий уголок детства Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Природа и экосистема окружающей среды) Наше экологическое богатство - парк (наблюдение за экосистемой окружающей среды) Пчеловодство. Проведение «Дня птиц» Творческая работа – сочинение «Вижу чудное приволье». VIII. Зеленая чайная матери – природы В гостях у «фитодара» IX. Земля – наш общий дом. Хартия Земли - спасение нашей планеты Экономика должна быть экономной (рекламные ролики) Фотоконкурс «Остановись, мгновение! Ты прекрасна!» Сочинение на тему «Какая будет Земля через 25 лет?», «Мы - будущее планеты Земле», «Чтобы спокойно жить на земле». X. Экологические катастрофы – беда нашей природы. Экскурсия в лесхоз. Акция «Мы – против загрязнения!» XI. В здоровом теле – здоровый дух. 1 1 Поисковая работа. 1 1 Игра-КВН 5 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 3 Беседа. Опрос 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 2 1 1 1 Беседа. Игра. Викторина. Практическая работа 3 Беседа. 1 Экскурсия. 1 1 Выставка рисунков Праздник Конкурс творческих работ. Фестиваль чая. 2 Беседа. Тест. 1 1 Фотоконкурс. 1 1 Творческая работа. 2 2 1 1 1 1 3 1 2 Экскурсия. Акция. 15 11.1 11.2 11.3 Хлеб - всему голова! (Здоровая пища) Бери рюкзак, пошли … (культпоходы) Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе) Итого: 1 Анкетирование. 1 1 1 Опрос. Культпоход. 1 1 Игра. 34 13 21 Содержание учебного (тематического) плана «В чудный мир экологических открытий…» 1 раздел «Я - юный исследователь и следопыт». (3 часа) Теория: Что означает слово «исследователь»? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности. Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового стаканчика. Практика: Экскурсия в парк. «Разноцветная ярмарка». Проведение инструктажа. Творческая работа: сочинение «Осень.. . Очей очарованья». 2 раздел. «Лес - верный друг человека». (4 часа) Теория: Учѐный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса». Структура леса, типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. «Лесные этажи». Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу. Демонстрация: «10 заповедей друзей леса». Произведения писателей и поэтов на тему «Лес». Плакаты. Видеофильм «Тайны деревьев». Практика: Экологическая экскурсия в лес. Сбор материалов, шишек, коряги. Исследовательская работа: «Шишки еловые, шишки сосновые». (Общие и различия). Творческая работа «В лесной мастерской» (поделки из природных материалов). 3 раздел. «Страницы биографии деревьев». (2 часа) Теория: Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – «добытчики» и проводники дерева. Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева Коллекция годовых колец разных видов деревьев. А. В. Гавеман. «Лес». Семейные альбомы. Практика: Экскурсия в лесхоз. Встреча с рабочими. Определение по годичным кольцам возраст деревьев. 4 раздел. «Лесные пожары». (1 час) Теория: Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит? Демонстрация: видеофильм «Лесные пожары». Практика: Составление памятки «Как вести себя в лесу». Как уберечься от беды? 5 раздел. «Наш край – край лесов и лесных богатств». (4 часа) Теория: Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса. Демонстрация: картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Тетрадь – альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации работ детей на страницах газет. Практика: Творческая работа: составление кроссвордов на тему «В лесах наших…» (конкурс). Литературно-творческие работы на страницах газеты «Кушвинский рабочий». Участие в конкурсах на экологические темы. Конференция: «День открытых дверей». 16 6 раздел. «Достучаться до каждого сердца». (5 часов) Теория: «Зелѐный щит» нуждается в защите. Закон об охране живой природы Урала. Заказники Урала. Территория, богатства. Разновидности живой природы, занесѐнные в Красную книгу. Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения. Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга Урала. Практика: Посадка деревьев. Составление списка растений Красной книги. 7 раздел. «Тихий уголок детства». (5 часов) Теория: Родники наши. Животный мир. Наши луга и просторы. Реки Урала. Дары природы: грибы, ягоды, орех. Иллюстрации животного мира и растений нашего края. Практика: Уборка территории школы, мусора возле дорог. Посадка деревьев (весной). Проведение праздника «День птиц» (конкурс скворечников). Творческая работа: сочинение «С чего начинается Родина?» 8 раздел. «Зелѐная аптека матери – природы». (1 час) Теория: Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие. Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися. Практика: Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав. Запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав. 9 раздел. «Земля - наш общий дом». (4 часа) Теория: Наш дом – планета Земля. Защита Земли, еѐ разнообразия и красоты священный долг каждого человека. Что означает слово «Хартия Земли». Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли – это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность Демонстрация: «Хартия Земли» (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь. Практика: Сочинения на тему «Какая будет Земля через 25 лет?», «Мы – будущее планеты Земле», «Чтобы спокойно жить на земле». Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию. Фотоконкурс «Остановись, мгновение… Ты прекрасна!» (фотоснимки родного края). 10 раздел. «Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы». (2 часа) Теория: Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование природных богатств. Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чѐм причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Практика: Сбор подписей протия загрязнения окружающей среды «Мусор ... – на свалку, отходы... – в ведро». 11 раздел. «В здоровом теле - здоровый дух». (3 часа) Теория: Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить «вредных». Демонстрация: Видеоматериал «Витамины от слова «вита». Практика: Экскурсия: культпоходы на лыжах, пешком. Физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты «Листок здоровья». Летний отдых. Учебный (тематический) план 4 год обучения «Жить - чтобы жить» (обобщение и анализ работы) 17 № п/п Наименование раздела 1. 1.1 I. Мы живем на Земле Вводное занятие «…Да откроются тайны необъятного Мира!» Что за слово «вселенная»? Где край Земли? Луна – спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весенние работы в саду в огороде. Практ. занятие «Светит месяц, светит ясный». Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна II. Земля – планета Солнечной системы Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма) Изучение полезных ископаемых «Откуда берется нефть?». Полезные ископаемые у нас дома. Игра-викторина «В гостях у хозяйки медной горы» III. И на север, и на юг… Глобус – макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира. Экскурсия в лес. «Если ты заблудился в лесу» (ориентация на местности без компаса) Практическое занятие. Составление карты своего края Исследовательская работа «Звездочка моя, ясная» (наблюдение над ночным небом) IV. Воздушная подушка нашей планеты. Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра? «Он сказал: Поехали!» (виртуальная экскурсия на космодром) Практ. занятие. Конкурс рисунков «Самая, самая ….радуга-дуга». V. У природы нет плохой погоды. У костра месяцев – братцев. 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 Количество часов Всего Теория Практика 3 1 2 1 1 1 1 1 Беседа. Опрос. 1 4 2 1 1 1 1 Анализ видеофильма. Кроссворд 1 1 1 1 1 Практическая работа. 2 1 4 1 Формы аттестации/ контроля Исследовательская работа Игра – викторина 3 Беседа. 1 1 Экскурсия 1 1 1 1 Практическое занятие. Исследовательская работа 3 1 1 1 2 Беседа. 1 1 Виртуальная экскурсия 1 1 Практическое занятие 6 1 1 1 5 Тестирование. 18 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6 6.1 6.2 7 7.1 7.2 7.3 7.4 8.1 8.2 8.3 8.4 9.1 (Смена времѐн года). Откуда что берѐтся? Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства. Поисковая работа «Народные приметы о погоде». (Сравнение с приметами своего края) Экскурсия: поход в зимний парк. Сбор материалов. Проведение акции «Птичья столовая» Творческая работа-сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка-зима!». Публикации на страницах школьной газеты Проведение праздника «Осенний бал» VI. Мы – земляне. Жизнь – это…это. Чудо! Происхождение жизни на земле. «Ребята, давайте жить дружно!». (Игра КВН ) VII.Человек – это звучит гордо! Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности. Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра) Гигиена человеческого тела. Составление режима дня. Соблюдаем правила дорожного движения VIII. Я – сын своего народа! Мой адрес – Россия, Свердловская область, г. Кушва. Символика области, города. Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы) Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «Без прошлого нет будущего». (Сбор материалов по истории города.) IX. Моя фамилия – моя гордость. Это моя семья. Информация обо всех родственниках. 1 1 Практическое занятие 1 1 Поисковая работа. 1 1 Экскурсия 1 1 Творческая работа 1 1 Праздник 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 Игра. 2 Беседа. 1 Игра. 1 Составление режима дня Праздник 1 1 4 1 Беседа. 1 4 1 1 3 Беседа. 1 1 Творческая работа 1 1 Экскурсия. 1 1 Исследовательская работа. 3 1 1 1 2 Беседа. 19 9.2 9.3 Поисковая работа «Что в имени твоѐм?» (история вашего имени) Практическая деятельность «Моя родословная». (Составление генеологического древа своей семьи) Заключительное занятие. Итого: 1 1 Поисковая работа. 1 1 Практическая работа. 1 34 1 22 Праздник. 12 Содержание программы для 4 года обучения «Этот мир придуман не нами» «Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!». Юлиус Фучик 1 раздел. «Мы живем на Земле». (3 часа) Теория: Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна – спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека Демонстрация: видеофильм «Наша Вселенная». Книга «Атлас Земли», «Только факты». (Ридерз Дайджест) Практика: Наблюдение за Луной. 2 раздел. «Земля - планета Солнечной системы». (4 часа) Теория: Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля. Демонстрация: картина «Последний день Помпея». Раздаточный материал – полезные ископаемые. Практика: Исследовательская работа «Полезные ископаемые у нас дома». Викторина «В гостях у хозяйки медной горы». 3 раздел. «И на север и на юг …». (4 часа) Теория: Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звѐздам Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус, сделанный выдающимся татарским просветителем, учѐным Каюмым Насри. Практика: «Если ты заблудился в лесу» (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села. Исследовательская работа: «Исследуем ночное небо». 4 раздел. «Воздушная подушка нашей планеты». (3 часа) Теория: Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность. Демонстрация: видеофильм «Человек в космосе». Альбом про космонавтов. Практика: Конкурс рисунков «Самая, самая…радуга». 5 раздел. «У природы нет плохой погоды». (6 часов) Теория: Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времѐн года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мѐртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий? Демонстрация: таблица смены времѐн года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды. Практика: Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Творческая работа – сочинение по наблюдениям «Ах ты, Зимушка – зима!». Проведение акции «Птичья столовая». Проведение праздника «Осенний бал». 6 раздел. «Мы – земляне». (2 часа) 20 Теория: Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие. Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Забайкальского края. Практика: Работа по картам. Игра-КВН «Ребята, давайте жить дружно!». Творческая работа: письмо другу «Я вам пишу….». 7 раздел. «Человек - это звучит гордо!». (4 часа) Теория: Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни. Демонстрация: макет скелета человека. Презентация «Что может человек?». Папка «Всѐ о человеке». Практика: Экскурсия в сельский медпункт «Ищем ответы на вопросы». Составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре. Игра «Зарница». 8 раздел. «Я – сын своего народа». (4 часа) Теория: Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – город Кушва. Практика: Экскурсия в краеведческий музей города. Проведение народных праздников. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города. 9 раздел. «Моя родословная». (3 часа) Теория: Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни. Практика: Сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс «Моя родословная». Поисковая работа: «Тайны наших имѐн». Заключительное занятие. 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: − интерес к познанию мира природы; − потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; − осознание места и роли человека в биосфере; − преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. − ставить и формулировать проблемы; − осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; − узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. − запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. − установление причинно-следственных связей; Личностные результаты: − принятие обучающимися правил здорового образа жизни; − развитие морально-этического сознания; − получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым − ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; − самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; − экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 21 − гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; − уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; − эстетические потребности, ценности и чувства. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия − овладение начальными формами исследовательской деятельности; − опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; -предвосхищать результат. − адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. − концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; − стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия − ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; − предлагать помощь и сотрудничество; − определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности − формулировать собственное мнение и позицию; − координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. − опыт социальной и межкультурной коммуникации; − формирование коммуникативных навыков. В программе «Юный эколог» описаны требования к обучающимся по годам обучения. К концу первого года обучения школьники должны знать: 1. Секреты живой и неживой природы 2. Условия, необходимые для жизни растений и животных города 3. Нравственные правила обращения с объектами природы К концу первого года обучения школьники должны уметь: 1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов. 2. Оказывать помощь птицам в зимнее время 3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе К концу второго года обучения школьники должны знать: 1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики 2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края 3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой. К концу второго года обучения школьники должны уметь: 1. Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе 2. Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России. 3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами. К концу третьего года обучения школьники должны знать: 1. Реальные местные экологические условия. 2. Способы охраны природы 3. Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области К концу третьего года обучения школьники должны уметь: 1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить 2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке 3. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования К концу четвѐртого года обучения школьники должны знать: 22 1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы 2. Нравственные и правовые принципы природопользования 3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края К концу четвѐртого года обучения школьники должны уметь: 1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах 2. Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе 3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении К концу 4 -го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для эффективной организации учебного процесса необходимо иметь: учебный класс площадью 35, 8 кв.м. (из расчета 2 кв.м на одного ребенка) с хорошим освещением и проветриванием; учебные столы, стулья, соответствующие возрасту детей; садово–огородный инвентарь технические средства обучения: телевизор, мультимедийная аппаратура; учебные пособия, дидактический и раздаточный материал по разделам программы Информационное обеспечение: Интернет-ресурсы; диски с видеоматериалами по программному материалу; Видеоуроки по темам курса; ЭОРы по темам курса; инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса; раздаточный материал для освоения разделов курса. Методическое обеспечение программы 1. Дополнительное образование «Юный эколог» 1 - 4 классы-разработки занятий издательство «Учитель», 2008г. Авторы – составители Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. 2. Программы образовательных учреждений «Начальные классы» (часть2) Москва «Просвещение» 2013г. 3. Развитие речи при ознакомлении с природой Ростов н/Д.: «Феникс», 2012 под редакцией Поваляевой М.А. 4. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы под редакцией Брыкиной Н.Т., Жиренко О.Е., Барыкиной Л.П. Москва-2008 г. 5. Экология для начальной школы Ярославль, «Академия развития» 2009г. Цветкова И.В. 6. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» начальные классы под редакцией Фефиловой Е.П., Поторочиной О.И., Дмитриевой О.И. Москва, «Вако» 2007г. 7. Экологическое воспитание в школе. Автор – составитель Норенко И.Г. Издательство «Учитель», Волгоград 2010 г. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основной формой контроля является педагогическая диагностика (приложение) Основными категориями диагностики являются «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. Эти знания важны не столько сами по себе, сколько как средство 23 формирования отношения. Диагностика направлена на выявление у ребят и того, и другого компонента. Диагностирование развития учащихся проходит в 3 этапа: - на начальном этапе обучения – октябрь – входная диагностика; -промежуточная диагностика – декабрь, январь; - по окончанию обучения – май – июнь итоговая диагностика. В ходе диагностирования определяется три уровня усвоения учебного материала, соответствующего возрасту и году обучения учащихся: - «высокий уровень» - 3 балла; - «средний уровень» - 2 балла; - «низкий уровень» - 1 балл; При подсчете конечного результата определяется процент освоения (уровень) того или иного раздела диагностики для всей группы детей по следующим показателям: От 1 до 35% - низкий уровень освоения; От 35 до 65% - средний уровень освоения; От 65 до 100% - высокий уровень освоения. Основными критериями оценки эффективности образовательного процесса являются: степень сформированности у учащихся основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой; способность практически применять знания в конкретных условиях, таких как итоговое занятие. сохранение здоровья в результате обучения. личностный рост учащихся. Степень сформированности знаний, умений и навыков, а именно: владение терминологией, уровень и качество творческих работ, уровень культуры и техники исполнения, уровень практического применения умений и навыков отслеживаются в ходе проведения самостоятельных работ. При проведении входной диагностики по предмету «Юный эколог» необходимо использовать следующий контрольно измерительный инструментарий: 1 год обучения: педагогические наблюдения, беседа с учащимися, экологические игры «Лото», развивающие игры: «Растительный и животный мир», наглядный дидактический материал: картинки овощей и фруктов, предметы одежды, обуви, предметы окружающей действительности. 2 год обучения: педагогические наблюдения в учебном кабинете и экскурсии, беседа с ребенком, экологические игры: «Экологическое лото», «Домино»; развивающие игры «Растительный и животный мир», Лото «Дикие и домашние животные», «Лес – это интересно»; наглядный дидактический материал; работа в рабочих тетрадях. 3 год обучения: педагогические наблюдения в учебном кабинете и экскурсии, беседа с ребенком, экологические игры: «Экологическое лото»; развивающие игры: «Растительный и животный мир», наглядный дидактический и демонстрационный раздаточный материал: «Природные зоны степей и пустынь», «Субтропиков и саванн», «Растения и животные тайги»; выполнение практических заданий в рабочих тетрадях; отгадывание загадок и кроссвордов; выполнение самостоятельных заданий. Реализация программы предполагает применение комплексного подхода к итоговой аттестации. Каждый учащийся в группе оценивается по комплексу критериев. На основе суммирования баллов, определяется уровень освоения образовательной программы. Комплексный подход к итоговой аттестации дает возможность каждому ребенку пережить «ситуацию успеха». Текущий контроль осуществляется через индивидуальный и фронтальный опрос на занятиях. Тематический контроль осуществляется в форме самостоятельной практической работы, тестовых работ. Отслеживается динамика участия учащихся и результативность в научнопрактических конференциях, других мероприятиях экологической направленности. 24 3. Список литературы 1. Александров Ю. Н. Юный эколог / Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с. 2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ- ПРЕСС, 2001 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.(Стандарты второго поколения) 4. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007. 5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 -с. 9-12 6. Красная Книга. - М.:, 2000. 7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с. 8. Маханева М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с. 9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми // Начальная школа. - 2005 -.№10. 12. 10. Мэтью Биггз. Комнатные растения в интерьере. - М.: Внешсигма, 2000. 11. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). 12. Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2009. 13. Плешаков А. А. Зелѐные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008. 16. 16. Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники) // Начальная школа. -1998, №10. 14. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. 1991. - № 5. - с. 2-8. 15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010. - 111с. - (Стандарты второго поколения) 16. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. 17. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на медпредметной основе// Начальная школа. - 2000. - № 10. 18. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты,- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с. 19. Чуб В.В. Цветы в вашем доме. — М.: Просвещение, 2000. Список литературы для учеников: 1. Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с. 2. Кашинская Е.А. Всѐ обо всѐм. М 1999г. 3. Скребцова, М. Природа - глазами души.: М.: 1999, 48 с. 4. Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с. 5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. 6. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). -М.: Просвещение, 1989. 7. Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998. 8.Энциклопедия животных. -М.: ЭКСМО, 2007. 9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 10. «Юный натуралист» - журнал. 11.Интернет-ресурсы.