Информатика и конструирование

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

3

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Информатика и конструирование» МАОУ СОШ №10 составлена на основании
следующих документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования от 17.12.2010 №1897.
5. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г.,
регистрационный номер 19993).
6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН
2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте
России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28
декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,
регистрационный номер 19676).
8. Устав образовательного учреждения.
9. Основная общеобразовательная программа общего образования МАОУ СОШ
№10.
Программа разработана с учѐтом:
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189);
- учебного плана МАОУ СОШ №10 (федерального и регионального компонента,
компонента ОУ), утверждѐнного приказом директора школы;
- годового учебного календарного графика МАОУ СОШ №10;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования и программы формирования универсальных учебных
действий.
Общая характеристика курса
Актуальность. Актуальность настоящей дополнительной общеобразовательной
программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у
подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее
время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя
социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую

4
проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей
профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой
частью современного общего образования и направлено на формирование у
подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного
мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки
информации.
Направленность программы: техническая.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей
творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений,
овладение компьютерной грамотностью.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих
способностей, внимания, логического мышления и усидчивости.
Дополнительная общеобразовательная программа построена для учащихся любого
начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной
деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для
формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных
теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в
соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на
соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
Адресат. Программа разработана для обучающихся младшего и среднего
школьного возраста от 7 лет до 11 лет. Состав группы – не менее 12 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года. На
освоение программы отводится 70 часов; 35 часов – в учебный год.
Уровневость общеразвивающей программы – базовый.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Основной целью дополнительной общеобразовательной программы является:
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных
технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала
учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих
начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и
информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как
практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и
повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной
деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного
отношения к техническим устройствам.
Основные
задачи
общего
учебного
процесса
дополнительной
общеобразовательной программы:
Образовательные:
− формировать логическое, образное и алгоритмическое мышление, развивать
внимание и память, прививать навыки самообучения, коммуникативных умений и
элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных
отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу,
хранение, преобразование и поиск);
− формировать понятия существенных признаков предмета и группы предметов;
понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
− формировать умения представлять информацию различными способами (в виде
чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и
числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические

5
выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
− формировать понятия "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений
составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
− прививать ученикам необходимые навыки использования современных
компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических
задач.
Развивающие:
− формировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать
признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы
предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот
фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и
конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
− развивать логическое мышление и память ребенка;
− развивать навыки проектно-творческой деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
− способствовать формированию положительной мотивации к трудовой
деятельности;
− формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе;
− пробуждать в детях желание экспериментировать, формулировать и проверять
гипотезы и учиться на своих ошибках.
Формы занятий:
− Индивидуальная работа;
− Групповая работа.
Индивидуальная работа учащихся во внеурочное время заключается в том, что под
общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют
интересующие их задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий
должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и
возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных
планов.
Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога
младшие школьники выполняют задания в группе.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, количество часов по 1 часу в
неделю.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы– игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны
знать:
− роль информации в деятельности человека;
− источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные
сообщения);
− виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства
информации;
− овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными
действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске,
вывод информации на печать);
− понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
− познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор,
клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

6
− познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки
графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор,
принтер) и с назначением каждого из них;
− научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью
клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые
геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
− узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
− узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности
(освоить технологию обработки графических объектов);
− типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств
(зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
− способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке,
хранении;
− понятия алгоритма, исполнителя;
− назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода,
хранения, передачи и обработки информации);
− этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила
безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
− ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
− выделять признак, по которому произведена классификация предметов;
находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом
выявленной закономерности;
− выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;
− решать логические задачи;
− решать задачи, связанные с построением симметричных изображений
несложных геометрических фигур;
− осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
− организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста,
рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
− выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок;
выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические
выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
− исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
− вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
− использовать информацию для построения умозаключений;
− понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при
решении учебных задач и в повседневной жизни
− работать с наглядно представленными на экране информационными объектами,
применяя мышь и клавиатуру;
− уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
− создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и
таблиц;
− производить поиск по заданному условию;
− готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать
в учебной деятельности и повседневной жизни:

приобретенные

знания

и

умения

7
− готовить сообщения с использованием различных источников информации:
книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
− применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в
повседневной жизни;
− придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с
информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,
проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется
только словесная оценка достижений учащихся.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
Цель: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение
начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК,
освоение языка конструирования, развитие логического и алгоритмического мышления.
Задачи:
Образовательные:
- научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности обучающихся;
-обеспечить прочное и сознательное овладение воспитанниками понятий
«информация» и «виды информации»;
- формировать умения применять полученные знания для решения реальных
практических задач.
Развивающие:
- расширить кругозор обучающихся в области источника получения информации;
- развить индивидуальные и творческие способности детей;
-развитие логического и алгоритмического стиля мышления
Воспитательные:
- воспитать чувство ответственности;
- научить детей работать в коллективе;
- воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
- воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений.
Название раздела/темы

1
1.1

1.2

1.3
1.4

Вводный раздел. Компьютерная
грамотность
Правила поведения и техника
безопасности в кабинете ИВТ
Некоторые
устройства
и
возможности
персональных
компьютеров —
сказка
"Компьютерная школа" Что умеет
делать компьютер? Из чего состоит
компьютер?
Понятие и назначение курсора.
Управление мышью.
Клавиатура. Упражнения из серии
«Ловкие ручки»

Количество часов
Всего теория практи
ка
9
4
5

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

1

1

2

1

1

1

0,5

0,5

2

0,5

1,5

8

3
3.1
3.2

Знакомство с графическим
редактором Paint. Интерфейс
графического редактора,
инструменты, палитра цветов,
графические примитивы.
Формальное описание предметов
Выделение существенных признаков
предмета
Выделение существенных признаков
группы предметов: общее и
особенное
Выявление закономерностей в
расположении предметов
Понятие множества
Вложенность и пересечение
множеств
Введение в логику
Упражнения на развитие внимания
Логика и конструирование

3.3
3.4

1.5

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3.5
3.6
3.7
3.8
Итого

Практическая
работа
3

1

2

9

3

6

1

1
Опрос

2

1

2

1
2

Тест

1

1

3

1

2

Практическая
работа

17
2
2

8
1
1

9
1
1

Игра

Симметрия

2

1

1

Выполнение
творческой
работы

Пропедевтика отрицания
Закономерность в ряду предметов
или чисел.
Выявление причинно-следственных
связей.
Решение логических задач
Резерв времени

2

1

1

4

2

2

2

1

1

1
15

1
1
20

1
2
35

Тест

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводный раздел. Компьютерная грамотность. (9ч)
Теория: Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет
делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора.
Управление мышью. Клавиатура.
Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора,
инструменты, палитра цветов, графические примитивы.
Практика: Упражнения из серии «Ловкие ручки». Работа с графическим
редактором Paint. Создание рисунков, схем. Оформление открыток.
Тема 2. Формальное описание предметов (9 ч)
Теория: Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных
признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в
расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств.
Практика: Работа с группой предметов. Их закономерность.
Тема 3. Введение в логику (17 ч)
Теория: Развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика
отрицания. Закономерность в ряду предметов или чисел. Выявление причинноследственных связей.

9
Практика: Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
Цель: подготовка учащихся к эффективному использованию информационных
технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала
учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих
начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и
информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как
практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и
повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной
деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного
отношения к техническим устройствам.
Задачи:
Образовательные:
− формировать логическое, образное и алгоритмическое мышление, развивать
внимание и память, прививать навыки самообучения, коммуникативных умений и
элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных
отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу,
хранение, преобразование и поиск);
− формировать понятия существенных признаков предмета и группы предметов;
понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
− формировать умения представлять информацию различными способами (в виде
чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и
числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические
выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
− формировать понятия "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений
составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
− прививать ученикам необходимые навыки использования современных
компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических
задач.
Развивающие:
− формировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать
признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы
предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот
фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и
конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
− развивать логическое мышление и память ребенка;
− развивать навыки проектно-творческой деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
− способствовать формированию положительной мотивации к трудовой
деятельности;
− формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе;
− пробуждать в детях желание экспериментировать, формулировать и проверять
гипотезы и учиться на своих ошибках.
Название раздела/темы

1

Компьютерная грамотность

Количество часов
Всего теория практи
ка
13
5
7

Формы
аттестации/
контроля

10

1.1

1.2

1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1
2.2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Правила ТБ. Краткая история
создания ПК. Назначение и
принципы работы.
Загрузка ОС и порядок завершения
работы. Удобства графического
интерфейса. Рабочий стол. Панель
задач.
Окно — как основное понятие.
Режим работы окна.
Представление о файловой системе.
Каталоги. Папки.
Поиск, копирование, перемещение,
удаление файлов и папок.
Буфер обмена. Работа с группой
объектов.
Логика и информация.
Информация.
Выделение существенных признаков
предмета
Выделение существенных признаков
группы предметов: общее и
особенное
Что такое информация?
Виды информации
Способы передачи и получения
информации
Кодирование и декодирование
информации
Логические концовки
Истинные и ложные высказывания,
выводы из пары посылок;
простейшие логические выражения с
использованием связок "и", "или",
"не", "найдется", "для всех"
Алгоритмы и исполнители
Понятие алгоритма и исполнителя.
Примеры алгоритмов
Алгоритмы в математике и русском
языке
Способы записи алгоритмов
Работа в алгоритмической среде
Резерв
Итого

1

1

-

Беседа

1

-

1

Тест

2

1

1

3

1

2

3

1

2

Викторина

2

1

1

Практическая
работа

10

4

6

1

-

1

2

1

1

2

1

1

1

-

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

11

5

6

2

1

1

2

1

1

1
6
2
35

1
2
1
15

4
1
20

Практическая
работа
Тест

Опрос
Марафон знаний

беседа
Игра
Соревнование

Содержание учебного (тематического) плана
2 год обучения
Тема 1. Компьютерная грамотность (12 ч).
Теория: Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и
порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель
задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон

11
различных типов.
Практика: Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск,
копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой
объектов.
Тема 2. Логика и информация. Информация. (10 ч)
Теория: Выделение существенных признаков предмета. Что такое информация? Виды
информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки.
Практика: Практическая работа «Выделение существенных признаков группы
предметов: общее и особенное». Марафон знаний. Истинные и ложные высказывания,
выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок
"и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации.
Тема 3. Алгоритмы и исполнители (13 ч)
Теория: Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов.
Практика: Игра «Алгоритмы в математике и русском языке». Способы записи
алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
1.4. Планируемые результаты
Предметные образовательные результаты:
1. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением
средств информационных технологий;
2. выбор соответствующего средства информационных технологий для решения
поставленной задачи;
3. овладение умениями создания эстетически значимых объектов с помощью
возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых,
анимационных);
4. освоение основных конструкций языка программирования Scratch;
5. овладение навыками использования широко распространенных технических
средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер,
принтер, мультимедийный проектор и др.);
6. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и
другими средствами информационных технологий;
7. выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства
массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, сеть Интернет и др.);
8. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью;
9. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида,
в том числе, с помощью компьютера;
10. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией
данного вида и адекватных поставленной задаче;
11. создание и редактирование рисунков в графическом редакторе;
12. построение информационных моделей из различных предметных областей с
использованием типовых средств;
13. оценка адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям
моделирования;
14. осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных
моделей;
15. использование основных алгоритмических конструкций, простых величин для
построения алгоритма, проверка его правильности, нахождение и исправление типовых
ошибок;

12
16. оценка числовых параметров информационных процессов (объема памяти,
необходимого для хранения информации; скорости передачи и пр.);
17. умение работать с описаниями программы и сервисами;
18. приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и
электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
19. умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
20. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и
сопоставление различных источников;
21. выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной
цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для
планирования собственной деятельности;
22. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций,
формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ
навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по
электронной почте и др.;
23. соблюдение культуры поведения в сети Интернет и безопасности;
24. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида,
в том числе с помощью компьютера или других средств информатизации;
25. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации.
Метапредметные образовательные результаты:
1. владение основными общеучебными умениями информационного характера:
анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных,
устанавления аналогии, классификации, установления причинно-следственных связей,
построения логических рассуждений, умозаключений и выводов;
2. умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,
обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
3. получение опыта использования моделирования; формализации и
структурирования информации; компьютерного эксперимента;
4. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, в
частности при выполнении проекта;
7. развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Личностные образовательные результаты:
1. владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с
позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;
2. организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью
типовых программных средств;
3. оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений
по ее улучшению;
4. повышение своего образовательного уровня и подготовки к продолжению
обучения с использованием обучающих, тестирующих программ или иных программных
продуктов;
5. готовность к саморазвитию и самообразованию;

13
6. осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам,
соблюдению норм информационной этики и прав;
7. умение делать соответствующий выбор (выявлять возможные альтернативы,
анализировать положительные и отрицательные стороны каждой, прогнозировать
последствия, как для себя, так и для других, осуществлять выбор и обосновывать его,
признавать и исправлять ошибки).
8. умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не
принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать;
9. умение осуществлять совместную информационную деятельность;
10. владение навыками взаимодействия с партнерами по общению и
самореализации в обществе;
11. владение навыками планирования учебного сотрудничества – определения
цели и функций участников, способов взаимодействия;
12. готовность к инициативному сотрудничеству в поиске информации.
Предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучения
строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и
коммуникативных УУД.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса, прежде
всего, личностных УУД, связанных в основном с морально-этической ориентацией и
смыслообразованием.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие
регулятивных и знаково-символических УУД через освоение фундаментальных для
информатики понятий алгоритма и модели.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально — техническое обеспечение.
На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база
студии: наличие компьютерного оборудования, специальных компьютерных программ,
необходимых для качественного проведения работ.
Для эффективной организации учебного процесса необходимо иметь: учебный
класс площадью 35, 8 кв.м. (из расчета 2 кв.м на одного ребенка) с хорошим освещением и
проветриванием; учебные столы, стулья, соответствующие возрасту детей; технические
средства обучения: телевизор, мультимедийная аппаратура; учебные пособия,
дидактический и раздаточный материал по разделам программы.
Для проведения занятий по образовательной программе в кабинете должно
находиться:
‒ компьютеры;
‒ колонки,
‒ web-камера,
‒ микрофон,
‒ интерактивная доска
‒ мультимедиа;
‒ диски с необходимыми программами.
Методические материалы.
В целях лучшего зрительного восприятия прослушанного материала по темам, в
работе кружка используются:
− плакаты по рассматриваемой теме;
− дидактические пособия;
− книги.

14
Информационное обеспечение.
− CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий;
− CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
Кадровое обеспечение: Кусов Александр Николаевич, педагог дополнительного
образования.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора
индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:
— умение работы за компьютером;
— умение работы в Интернет;
— способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
— умение ясно выражать свои мысли через готовый материал;
— навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих
задач;
— умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
Итоговый контроль осуществляется по результатам самостоятельных работ
обучающихся; · по итогам просмотра творческих проектов в виде участия в конкурсах,
проектах.
Формы проверки результатов освоения программы включают в себя следующее:
‒ Практические работы;
‒ Анализ работ;
‒ Отчеты по практическим занятиям;
‒ Теоретические зачѐты (тестирование, опрос, беседа);
‒ Оценка разработанных проектов и публичная защита результатов.
В конце учебного года предусмотрена аттестация через создание образовательного
продукта, позволяющая отследить полученные учащимися знания при прохождении
программы.
Оценочные материалы
В процессе обучения важную роль играет проверка и оценка знаний учащихся.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он
позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно
продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В
качестве одной из основных форм контроля является тестирование. Необходимо
рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать
подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные
ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им
объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
− за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
− за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
− за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не
начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию,
позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к
собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных
баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования
могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным»
ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких
случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности,

15
принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и
сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время
тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от
необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию
должно предшествовать тестирование «традиционное» с бланками на печатной основе,
работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму
учебной деятельности.
3. Список литературы
Литература для учителя
1. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое
пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год
2. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение.
Учебная литература», 1997 год
3. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические
исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12.
4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас //
Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38.
5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители //
Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25.
Литература для учащихся и родителей
1. Сборник «Задачи для развития логики».
2. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год
3. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Лаборатория Базовых
Знаний, 220. – 272 с.: ил.
4. Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2006. – 64 с.
5. Шуман Ханс – Георг Компьютер для детей. – М.: «Интерэксперт», 2004.
6. Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
7. Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003.
8. Microsoft Word для детей. Компания «Одиссей», 2006.
9. Microsoft Excel для детей. Компания «Одиссей», 2006.
10. Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС
образование, 2005. – 175 с.: ил. – (Новейшая энциклопедия).
11. Симонович С.В. Весѐлая энциклопедия по компьютерам и информатике. –
СПб.: Питер, 2005. – 224 с.: ил.
12. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Лаборатория Базовых
Знаний, 220 – 272 с.: ил.
13. Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2006. – 64 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».