2 Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Информатика и конструирование» МАОУ СОШ №10 составлена на основании следующих документов: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897. 5. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993). 6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594). 7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). 8. Устав образовательного учреждения. 9. Основная общеобразовательная программа общего образования МАОУ СОШ №10. Программа разработана с учѐтом: - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); - учебного плана МАОУ СОШ №10 (федерального и регионального компонента, компонента ОУ), утверждѐнного приказом директора школы; - годового учебного календарного графика МАОУ СОШ №10; - требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий. Общая характеристика курса Актуальность. Актуальность настоящей дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую 4 проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе. Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Направленность программы: техническая. Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, овладение компьютерной грамотностью. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости. Дополнительная общеобразовательная программа построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией. Адресат. Программа разработана для обучающихся младшего и среднего школьного возраста от 7 лет до 11 лет. Состав группы – не менее 12 человек. Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 2 года. На освоение программы отводится 70 часов; 35 часов – в учебный год. Уровневость общеразвивающей программы – базовый. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Основной целью дополнительной общеобразовательной программы является: подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам. Основные задачи общего учебного процесса дополнительной общеобразовательной программы: Образовательные: − формировать логическое, образное и алгоритмическое мышление, развивать внимание и память, прививать навыки самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск); − формировать понятия существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота; − формировать умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические 5 выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; − формировать понятия "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей; − прививать ученикам необходимые навыки использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач. Развивающие: − формировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению; − развивать логическое мышление и память ребенка; − развивать навыки проектно-творческой деятельности. Воспитательные: − воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; − способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; − формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе; − пробуждать в детях желание экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Формы занятий: − Индивидуальная работа; − Групповая работа. Индивидуальная работа учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов. Групповая работа заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники выполняют задания в группе. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, количество часов по 1 часу в неделю. Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы– игры, соревнования, конкурсы, марафон. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать: − роль информации в деятельности человека; − источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения); − виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации; − овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать); − понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека; − познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.); 6 − познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них; − научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора; − узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности; − узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов); − типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная); − способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении; − понятия алгоритма, исполнителя; − назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации); − этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами. Учащиеся должны уметь: − ориентироваться в пространственных отношениях предметов; − выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности; − выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных; − решать логические задачи; − решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур; − осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО; − организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала; − выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; − исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей; − вводить текст, используя клавиатуру компьютера. − использовать информацию для построения умозаключений; − понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни − работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру; − уверенно вводить текст с помощью клавиатуры; − создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц; − производить поиск по заданному условию; − готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме. Учащиеся должны уметь использовать в учебной деятельности и повседневной жизни: приобретенные знания и умения 7 − готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.; − применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни; − придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами. Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения Цель: способствовать развитию у детей творческих качеств личности через обучение начальным знаниям в области информатики, элементарным навыкам работы на ПК, освоение языка конструирования, развитие логического и алгоритмического мышления. Задачи: Образовательные: - научить работать на ПК, учитывая возрастные особенности обучающихся; -обеспечить прочное и сознательное овладение воспитанниками понятий «информация» и «виды информации»; - формировать умения применять полученные знания для решения реальных практических задач. Развивающие: - расширить кругозор обучающихся в области источника получения информации; - развить индивидуальные и творческие способности детей; -развитие логического и алгоритмического стиля мышления Воспитательные: - воспитать чувство ответственности; - научить детей работать в коллективе; - воспитать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками; - воспитание дисциплинированности, усидчивости, точности суждений. Название раздела/темы 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Вводный раздел. Компьютерная грамотность Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка "Компьютерная школа" Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки» Количество часов Всего теория практи ка 9 4 5 Формы аттестации/ контроля Беседа 1 1 2 1 1 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 8 3 3.1 3.2 Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. Формальное описание предметов Выделение существенных признаков предмета Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное Выявление закономерностей в расположении предметов Понятие множества Вложенность и пересечение множеств Введение в логику Упражнения на развитие внимания Логика и конструирование 3.3 3.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.5 3.6 3.7 3.8 Итого Практическая работа 3 1 2 9 3 6 1 1 Опрос 2 1 2 1 2 Тест 1 1 3 1 2 Практическая работа 17 2 2 8 1 1 9 1 1 Игра Симметрия 2 1 1 Выполнение творческой работы Пропедевтика отрицания Закономерность в ряду предметов или чисел. Выявление причинно-следственных связей. Решение логических задач Резерв времени 2 1 1 4 2 2 2 1 1 1 15 1 1 20 1 2 35 Тест Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Тема 1. Вводный раздел. Компьютерная грамотность. (9ч) Теория: Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. Практика: Упражнения из серии «Ловкие ручки». Работа с графическим редактором Paint. Создание рисунков, схем. Оформление открыток. Тема 2. Формальное описание предметов (9 ч) Теория: Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств. Практика: Работа с группой предметов. Их закономерность. Тема 3. Введение в логику (17 ч) Теория: Развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Пропедевтика отрицания. Закономерность в ряду предметов или чисел. Выявление причинноследственных связей. 9 Практика: Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Учебный (тематический) план 2 год обучения Цель: подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам. Задачи: Образовательные: − формировать логическое, образное и алгоритмическое мышление, развивать внимание и память, прививать навыки самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск); − формировать понятия существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота; − формировать умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; − формировать понятия "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей; − прививать ученикам необходимые навыки использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач. Развивающие: − формировать умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению; − развивать логическое мышление и память ребенка; − развивать навыки проектно-творческой деятельности. Воспитательные: − воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; − способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; − формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе; − пробуждать в детях желание экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. Название раздела/темы 1 Компьютерная грамотность Количество часов Всего теория практи ка 13 5 7 Формы аттестации/ контроля 10 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 2.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режим работы окна. Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов. Логика и информация. Информация. Выделение существенных признаков предмета Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное Что такое информация? Виды информации Способы передачи и получения информации Кодирование и декодирование информации Логические концовки Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" Алгоритмы и исполнители Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов Алгоритмы в математике и русском языке Способы записи алгоритмов Работа в алгоритмической среде Резерв Итого 1 1 - Беседа 1 - 1 Тест 2 1 1 3 1 2 3 1 2 Викторина 2 1 1 Практическая работа 10 4 6 1 - 1 2 1 1 2 1 1 1 - 1 2 1 1 2 1 1 3 1 2 11 5 6 2 1 1 2 1 1 1 6 2 35 1 2 1 15 4 1 20 Практическая работа Тест Опрос Марафон знаний беседа Игра Соревнование Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Тема 1. Компьютерная грамотность (12 ч). Теория: Краткая история создания. Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон 11 различных типов. Практика: Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена. Работа с группой объектов. Тема 2. Логика и информация. Информация. (10 ч) Теория: Выделение существенных признаков предмета. Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации. Логические концовки. Практика: Практическая работа «Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное». Марафон знаний. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех". Кодирование и декодирование информации. Тема 3. Алгоритмы и исполнители (13 ч) Теория: Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Практика: Игра «Алгоритмы в математике и русском языке». Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде. 1.4. Планируемые результаты Предметные образовательные результаты: 1. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий; 2. выбор соответствующего средства информационных технологий для решения поставленной задачи; 3. овладение умениями создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных); 4. освоение основных конструкций языка программирования Scratch; 5. овладение навыками использования широко распространенных технических средств информационных технологий для решения различных задач (компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор и др.); 6. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий; 7. выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, сеть Интернет и др.); 8. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; 9. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера; 10. выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; 11. создание и редактирование рисунков в графическом редакторе; 12. построение информационных моделей из различных предметных областей с использованием типовых средств; 13. оценка адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования; 14. осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей; 15. использование основных алгоритмических конструкций, простых величин для построения алгоритма, проверка его правильности, нахождение и исправление типовых ошибок; 12 16. оценка числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости передачи и пр.); 17. умение работать с описаниями программы и сервисами; 18. приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; 19. умение отличать корректную аргументацию от некорректной; 20. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников; 21. выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение пользоваться ими для планирования собственной деятельности; 22. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.; 23. соблюдение культуры поведения в сети Интернет и безопасности; 24. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера или других средств информатизации; 25. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации. Метапредметные образовательные результаты: 1. владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных, устанавления аналогии, классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений и выводов; 2. умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; 3. получение опыта использования моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента; 4. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, в частности при выполнении проекта; 7. развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Личностные образовательные результаты: 1. владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; 2. организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств; 3. оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению; 4. повышение своего образовательного уровня и подготовки к продолжению обучения с использованием обучающих, тестирующих программ или иных программных продуктов; 5. готовность к саморазвитию и самообразованию; 13 6. осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, соблюдению норм информационной этики и прав; 7. умение делать соответствующий выбор (выявлять возможные альтернативы, анализировать положительные и отрицательные стороны каждой, прогнозировать последствия, как для себя, так и для других, осуществлять выбор и обосновывать его, признавать и исправлять ошибки). 8. умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать; 9. умение осуществлять совместную информационную деятельность; 10. владение навыками взаимодействия с партнерами по общению и самореализации в обществе; 11. владение навыками планирования учебного сотрудничества – определения цели и функций участников, способов взаимодействия; 12. готовность к инициативному сотрудничеству в поиске информации. Предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных УУД. Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса, прежде всего, личностных УУД, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием. Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических УУД через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и модели. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Материально — техническое обеспечение. На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база студии: наличие компьютерного оборудования, специальных компьютерных программ, необходимых для качественного проведения работ. Для эффективной организации учебного процесса необходимо иметь: учебный класс площадью 35, 8 кв.м. (из расчета 2 кв.м на одного ребенка) с хорошим освещением и проветриванием; учебные столы, стулья, соответствующие возрасту детей; технические средства обучения: телевизор, мультимедийная аппаратура; учебные пособия, дидактический и раздаточный материал по разделам программы. Для проведения занятий по образовательной программе в кабинете должно находиться: ‒ компьютеры; ‒ колонки, ‒ web-камера, ‒ микрофон, ‒ интерактивная доска ‒ мультимедиа; ‒ диски с необходимыми программами. Методические материалы. В целях лучшего зрительного восприятия прослушанного материала по темам, в работе кружка используются: − плакаты по рассматриваемой теме; − дидактические пособия; − книги. 14 Информационное обеспечение. − CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий; − CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий. Кадровое обеспечение: Кусов Александр Николаевич, педагог дополнительного образования. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков: — умение работы за компьютером; — умение работы в Интернет; — способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности; — умение ясно выражать свои мысли через готовый материал; — навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; — умение ориентироваться в нестандартной ситуации. Итоговый контроль осуществляется по результатам самостоятельных работ обучающихся; · по итогам просмотра творческих проектов в виде участия в конкурсах, проектах. Формы проверки результатов освоения программы включают в себя следующее: ‒ Практические работы; ‒ Анализ работ; ‒ Отчеты по практическим занятиям; ‒ Теоретические зачѐты (тестирование, опрос, беседа); ‒ Оценка разработанных проектов и публичная защита результатов. В конце учебного года предусмотрена аттестация через создание образовательного продукта, позволяющая отследить полученные учащимися знания при прохождении программы. Оценочные материалы В процессе обучения важную роль играет проверка и оценка знаний учащихся. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения. В качестве одной из основных форм контроля является тестирование. Необходимо рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании: − за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; − за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; − за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. По усмотрению учителя (особенно при тестировании в 5 классе) эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, 15 принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. 3. Список литературы Литература для учителя 1. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2009 год 2. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год 3. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // Информатика и образование. № 6, 1990, с. 3—12. 4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // Информатика и образование. № 1, 1990, с. 29—38. 5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и образование. № 4, 1990, с. 17—25. Литература для учащихся и родителей 1. Сборник «Задачи для развития логики». 2. «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2009 год 3. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 220. – 272 с.: ил. 4. Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с. 5. Шуман Ханс – Георг Компьютер для детей. – М.: «Интерэксперт», 2004. 6. Мир информатики 6-9 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003. 7. Мир информатики 8-11 лет. Компания «Кирилл и Мефодий», 2003. 8. Microsoft Word для детей. Компания «Одиссей», 2006. 9. Microsoft Excel для детей. Компания «Одиссей», 2006. 10. Леонтьев В.П. Детская компьютерная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2005. – 175 с.: ил. – (Новейшая энциклопедия). 11. Симонович С.В. Весѐлая энциклопедия по компьютерам и информатике. – СПб.: Питер, 2005. – 224 с.: ил. 12. Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 220 – 272 с.: ил. 13. Хребтов В.А. Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.