Аннотация к АООП УО МАОУ СОШ №10 Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ №10 разработана в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разработана АООП УО образования обучающихся с УО с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс. АООП УО адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП УО реализуется в отдельных классах или в классах-комплектах. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся. АООП УО имеет два варианта: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - АООП УО (вариант 1) и адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - АООП УО (вариант 2). Цель реализации АООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Задачи достижения поставленной цели: овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту АООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Сроки реализации АООП УО (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют 9 лет. АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). АООП УО включает Программу формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее - программа формирования БУД), реализуется в процессе всего периода обучения, в процессе учебной и внеурочной деятельности и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП, Рабочую программу воспитания, Программу коррекционной работы. Учебный план МАОУ СОШ №10 (далее - Учебный план), реализующей АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Календарный учебный график МАОУ СОШ №10 составляется с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций. Система организации учебного года: четвертная. Регламентирование образовательного процесса: Продолжительность учебной недели — 5 дней. Занятия в 1 смену начинаются в 8:00 ч., группа продленного дня начинается в соответствии с расписанием на текущий учебный год. Начало учебного года— 1 сентября. В 1-ых классах в течение учебного года, во 2-м классе в течение первого полугодия отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть). На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии и развитию психомоторики и сенсорных процессов отводятся часы как в первую, так и во второю половину дня. Их продолжительность 15-30 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Продолжительность учебного года в первом классе - 33 недели; во 2-9 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летних не менее - 8 недель.