Приложение №5 к приказу от «О внесении изменений в основные образовательные программы – образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024-2025 учебном году» УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 на 2024-2025 учебный год город Кушва 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 (далее – М А О У С О Ш № 1 0 ) сформирован в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план предусматривает также положения Постановления Правительства Свердловской области от 23.04.2015г. №270-ПП «О внесении изменений в Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области»; обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию в вариантах 1 и 2. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 9 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс), 5066 академических часов на II этапе обучения (V - IX класс) Учебный план на 2024-2025 учебный год разработан для 1-3, 4, 5, 6-7, 8-9 специальных коррекционных классов и классов-комплектов. На основании заключений врачебной комиссии разработаны индивидуальные учебные планы на дому или в школе при отсутствии медицинских противопоказаний к обучению в помещениях школы. Реализация учебных программ сопровождается тьюторской поддержкой. Количество часов в классах-комплектах определяется наибольшим числом обучающихся того или иного класса, увеличено для проведения занятий с обучающимися по несовмещённым учебным предметам, в связи с тем, что в классе находятся обучающиеся разных классов данного уровня образования. Учебный план включает учебные дисциплины, содержание которых доступно для обучающихся с нарушением интеллекта; специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учебный план включает: обязательную часть, часть, формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия), внеурочную деятельность. Обязательная часть. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических групп. Обязательная часть включает предметные области: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Язык и речевая практика. Математика. Естествознание. Человек и общество. Искусство. Физическая культура. Технология. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Из части, формируемой участниками образовательных отношений: в 1-3, 4 классах (3 часа) часы распределены следующим образом: 1 час - на русский язык, 1 час – на предмет «Мир природы и человека», 1 час – на предмет «Ручной труд»; в 5 классе: 1 час – на русский язык, 1 час – на математику; в 6-7 классе-комплекте: 1 час – на русский язык, в 8-9 классекомплекте: 1 час – на русский язык. В 6-7 классе-комплекте для выравнивания количества часов математики добавляется 1 час математики в 7 классе; для формирования безопасности жизнедеятельности обучающихся, их адаптации в социальной среде вводится 1 час «Курс безопасности жизнедеятельности» за счет 2 часов предмета «Профильный труд». В 8-9 классе-комплекте добавляется 1 час математики за счет 1 часа предмета «Профильный труд». Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями. В учебный план включены обязательные коррекционные занятия. Логопедические занятия для обучающихся 1-3, 4; 5 классов проводит специалист с логопедическим образованием. Занятия по психокоррекции обучающихся коррекционных классов осуществляет педагог-психолог. Введены: ЛФК и ритмика в 1-3,4,5 классах. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в урочное или внеурочное время. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Во всех классах введен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». По медицинским показаниям осуществляется индивидуальное обучение обучающихся на дому. Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей. Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена, в том числе, форма реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение уроков в школе). Обучение по основным общеобразовательным программам на дому осуществляется в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №10 с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, а также с учетом рекомендаций ПМПК. Занятия проводятся по индивидуальному расписанию. Продолжительность обучения по индивидуальному учебному плану может быть изменена с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, рекомендаций врачебной комиссии. Время проведения занятий согласуется с родителями (законными представителями). При организации обучения по индивидуальному учебному плану на дому допускается (при отсутствии медицинских противопоказаний): - обучение в помещении образовательной организации; - обучение по отдельным предметам в классе, в который зачислен обучающийся; - участие обучающихся в мероприятиях, проводимых школой. Учебный план 1-4 класса-комплекта (ФГОС) Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год I II III IV 3 3 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 12 15 8 3 2 4 1 4 1 4 1 15 5 Музыка 2 Рисование 1 (изобразительное искусство) Адаптивная 3 физическая культура 1 1 1 1 1 1 5 4 3 3 3 12 Обязательная часть 1. Язык и Русский язык речевая Чтение практика Речевая практика 2. Математика Математика 3. Естествознание Мир природы и человека 4. Искусство 5. Физическая культура Всего 6. Технологии Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 21 - 1 20 3 1 20 3 1 20 3 5 81 9 Русский язык - 1 1 1 3 Мир природы и человека - 1 1 1 3 Ручной труд - 1 1 1 3 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 21 23 23 23 90 5 5 5 5 20 Логопедические занятия 2 2 2 2 8 Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 1 1 1 4 ЛФК 1 1 1 1 4 Ритмика 1 1 1 1 4 Внеурочная деятельность Курс «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 Всего к финансированию 27 29 29 29 114 Учебный план 5 класса Предметные области V Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Информатика 4 4 4 4 4 - 4 - 3. Естествознание Природоведение Биология География Основы социальной жизни Мир истории История Отечества 2 2 2 2 - - Музыка Рисование (изобразительное искусство) 1 2 1 2 6. Физическая Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 6 27 2 6 27 2 Русский язык Математика Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 1 1 29 1 1 29 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) 5 5 Логопедические занятия 2 2 Развитие психомоторики и сенсорных процессов 1 1 ЛФК Ритмика 1 1 1 1 Внеурочная деятельность: 1 1 Курс «Разговоры о важном» 1 1 Всего к финансированию 35 35 4. Человек и общество 5. Искусство Учебный план 6-7 класса-комплекта Предметные области VI VII Всего 4 4 4 4 8 8 4 - 3 1 7 1 3. Естествознание Природоведение Биология География 4. Человек и Основы общество социальной жизни Мир истории История Отечества 2 – 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 - 2 2 2 5. Искусство - - 6. Физическая культура 7. Технологии Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 4 6 28 2 5 27 3 12 52 5 Русский язык Математика Курс безопасности жизнедеятельности Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 1 1 30 1 1 1 30 2 1 2 60 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) 1 1 2 Развитие психомоторики и сенсорных процессов Внеурочная деятельность: 1 1 2 2 2 4 Курс «Разговоры о важном» 1 1 2 Курс «Основы информатики. Мир информатики» Курс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Всего к финансированию 1 - 1 - 1 1 33 33 66 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Информатика Музыка Рисование (изобразительное искусство) Адаптивная физическая культура Профильный труд - Учебный план 8-9 класса-комплекта (ФГОС) Предметные области VIII IX Всего Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 2. Математика Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Информатика 4 4 4 4 8 8 3 1 3 1 6 2 3. Естествознание Природоведение Биология География Основы социальной жизни Мир истории История Отечества 2 2 2 2 2 2 4 4 4 2 2 - Музыка Рисование (изобразительное искусство) - - - 6. Физическая Адаптивная физическая культура культура 7. Технологии Профильный труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 4 6 28 2 6 28 2 12 56 4 Русский язык Математика Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 1 1 30 1 1 30 2 2 60 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) 1 1 2 Пространственная ориентировка 1 1 2 Внеурочная деятельность: 2 2 4 Курс «Разговоры о важном» 1 1 2 Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» 1 1 2 Всего к финансированию 33 33 66 4. Человек и общество 5. Искусство 4